Беседуя с композитором Валерием Шауловым, я почувствовала, насколько ему самому были приятны разговоры о детстве, о юности. Я как будто сама очутилась в далёких 60-х. Он с трепетом рассказывал о друзьях детства, о первых шагах в музыку, о студенческой поре. Сегодня в нашем «Детстве замечательных людей» − великолепный дагестанский композитор Валерий Лазаревич Шаулов.

Беседуя с композитором Валерием Шауловым, я почувствовала, насколько ему самому были приятны разговоры о детстве, о юности. Я как будто сама очутилась в далёких 60-х. Он с трепетом рассказывал о друзьях детства, о первых шагах в музыку, о студенческой поре. Сегодня в нашем «Детстве замечательных людей» − великолепный дагестанский композитор Валерий Лазаревич Шаулов.

«Покажи,
что ты умеешь…»

Валерий Лазаревич родился 26 июня 1952 года в г. Хасавюрте. Отец Лазарь Юшваевич был директором средней школы, мать Зинаида Рафаиловна − преподавателем в начальных классах. Всё детство композитора до 67-го года прошло именно там. То был маленький провинциальный городишка, на улицах которого дети проводили всё своё время. Любили стрелять из рогаток по птичкам, играли в футбол и жили обычной жизнью дагестанских детей.
У композитора ещё в детстве проявилась уникальная черта: из любого музыкального инструмента, и игрушечного в том числе, он пытался что-то выдувать, что-то наиграть на нём. И делал это так осмысленно, что родители задумались: «А не отдать ли ребёнка в музыкальную школу?» Пока родители думали, Валера перепробовал разные инструменты. В 1959 году в городе открылась первая музыкальная школа. Её директором и по совместительству первым преподавателем будущего композитора стал Мурадбек Исмаилович Таймасханов. Так и начались занятия на фортепиано.
«Что такое было в 60-е годы играть на фортепиано − вы себе представить не можете. На отчётных концертах мальчишки, мои товарищи, освистывали меня. Но у меня был очень хороший учитель географии в школе. Он никогда не учил нас по книгам. Всегда объяснял наглядно. Ходил с нами в турпоходы и очень интересовался музыкой. Когда открывали новое здание школы, после открытия он вышел на сцену и сказал мне: «Вот стоит рояль, покажи, что ты умеешь». Я не был тогда технически подкован и, может быть, неловко играл. Услышал однажды по радио Чардаш Монти и решил его сыграть. После он подошёл и сказал: «Ребята, кто из вас свистел на концертах?» Все молчали. «Когда кто-нибудь из вас сможет так себя показать, тогда можете свистеть. Это мальчик ещё и свою музыку сыграет со сцены». Я его слова запомнил на всю жизнь. Они как будто оказались пророческими».

«Валерик, ты что здесь делаешь?»

Конечно, Валерий Лазаревич тогда и не думал, что станет композитором. До 5-го класса был отличником, а когда увлёкся музыкой, всё забросил, сбегал с уроков, и учителя уже знали, что если его нет на занятии, значит, он в музыкальной школе. Так и вырос Валерий Шаулов: с одной стороны − улица с ватагой друзей, а с другой − музыка. Сам композитор рассказывает о детстве как о спокойном и беззаботном времени: «В детстве я был большой путешественник и три раза убегал из дома. Никаких особых причин не было. Просто хотелось посмотреть, что там вдалеке. История случилась, когда я ходил в детский сад. Тогда он находился на главной улице, прямо рядом с автобусной остановкой. Сел и поехал на вокзал, гулял, смотрел на поезда. Если бы я не наткнулся на нашу соседку, не знаю, что бы было. «Валерик, ты что здесь делаешь?» − спросила она меня. (Смеётся.) У меня было счастливое детство. Ещё и потому, что люди были другие, добродушные, тепло относились друг к другу. Я в своих снах часто бывал в нашем старом доме, с ним связаны самые лучшие воспоминания.

Я своих не сдаю!

Окончив музыкальную школу по классу фортепиано в 1967 году, наш герой уехал в Нальчик и продолжил там своё образование в музыкальном училище, на дирижёрско-хоровом отделении. Через год перевёлся в музучилище Махачкалы. Так получилось, что Валерий учился в одном классе с шестью девочками. Но и тут он был хулиганистым. Два раза директор училища исключал его: «Я учился на первом курсе, стоял на улице, ждал занятий. А мальчишки с четвёртого курса играли в футбол. Кто-то ударил − и мяч залетел прямо в кабинет директора. Все сразу убежали, а я продолжал стоять. Не я ведь сделал. А директор меня − раз за плечо! Мол, это ты мяч пальнул мне в окно. Я признался, что не играл. Он хотел, чтобы я сказал ему, кто это сделал. А я своих не сдаю. Так он меня и отправил на отдых. Но я всё равно ходил на занятия, старался на глаза не попадаться. Через неделю он меня вызвал, и я сказал ему: «Наби Садыкович, не знаю, в чём я виноват, но разве то, что я не заложил своих товарищей, − плохо?» После окончания учёбы мы с ним ещё в разных поездках были вместе, и я ему говорил: «Наби Садыкович, зачем вы меня исключали из училища?» Но это были поучительные случаи» (Смеётся.)...
После долгой и интересной беседы музыкант сыграл нам на рояле. Колыбельные, мелодии из детства... Моцарт, Бетховен, Островский − и, конечно же, Чардаш Монти.

 

Милана Гаджиева

 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку