Её, как немногих поэтов, узнают даже по имени. Достаточно сказать «Фазу», и всем будет понятно, о ком идёт речь. Один из самых драгоценных камней в поэтическом ожерелье Дагестана, Фазу Гамзатовна Алиева отмечает в этом году свой 80-летний юбилей.

Её, как немногих поэтов, узнают даже по имени. Достаточно сказать «Фазу», и всем будет понятно, о ком идёт речь. Один из самых драгоценных камней в поэтическом ожерелье Дагестана, Фазу Гамзатовна Алиева отмечает в этом году свой 80-летний юбилей.
 

22 ноября в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова собрались поклонники творчества великой поэтессы, чтобы поздравить её с праздником.
– При имени Фазу открывается целый мир, – сказал председатель Союза писателей Дагестана Магомед Ахмедов в «маленьком предисловии к большому юбилею». – Мир этот полон тайн, добра и стойкости. Фазу Гамзатовна с первых шагов в литературе шла красиво и мужественно, с гордо поднятой головой. Её произведения проникнуты высокой человечностью, они представляют собой единое целое с народом, с родиной. По книгам Фазу Алиевой можно изучать жизнь аула. Она всегда писала свободно, как дышала.
Путь в литературу у поэтессы был более чем тернистым и напоминал, по её словам, тропинку, посыпанную битым стеклом. Фазу Алиева выросла в семье без отца, мать подрабатывала где только можно, чтобы обеспечить четверых детей. В доме было холодно и голодно, но главной потребностью маленькой Фазу было чтение.
– У меня было прозвище в селении – Бумажная девочка, потому что я не могла пройти мимо любого обрывка печатного издания, чтобы не прочитать его, – с улыбкой вспоминает поэтесса. – Моими учителями в литературе были Гамзат Цадаса, Махмуд из Кахаб-Росо и Омарла Батырай.
Ещё одним учителем в жизни девочки стала мудрая бабушка, знавшая много притч и пословиц. Она научила внучку любоваться цветами и родником, беречь каждую крошку хлеба. Фазу Алиева росла в ауле и на всю жизнь сохранила искренность и доверчивость души.
– Я никогда не писала отрицательных рецензий и не делала никому зла, – делится Фазу Гамзатовна. – А из камней, которые в меня бросали недоброжелатели, я построила лестницу, по которой поднялась к вершине.
Поэтесса наизусть читала свои стихи на русском и аварском языках: «Родина», «Спутанный клубок» - и многие другие, ставшие всемирно известными произведения. А учащиеся гимназии № 35 приготовили сюрприз для любимой писательницы: инсценировали отрывок из романа «Корзина спелой вишни». Девять дочерей было у аульчанина Загни, и с нетерпением ждал он появления сына. По ошибке ему сообщили, что родились у него двое мальчиков, и родственники уже было поспорили, какие дать малышам имена, как вдруг выяснилось, что появились на свет две девочки…
Школьники серьёзно и вдумчиво декламировали стихи: «Мне предстояло вдаль идти», «Завещание матери сыну», «Струна». И хотя у Фазу Алиевой только одна детская книга (а взрослых – 102), но в её творчестве и ученики школ находят что-то важное для себя.
Книги Фазу Гамзатовны читает не одно поколение горцев, но волшебство её поэзии остаётся неразгаданным. Как оказалось, у поэтессы ещё ждут своего читателя шесть книг стихов, не переведённых на русский язык!
Мы поздравляем Фазу Гамзатовну с юбилеем, желаем ей жить долго-долго и всегда радовать нас своими стихами!
 

 

***
Привыкший к поклоненью и услугам,
Однажды слиток золотой изрёк:
«Ты кланяться мне должен, чёрный уголь!»
Но золоту ответил уголёк:
«Не зазнавайся, золото, не надо.
Ты – мёртвое без плавки и литья.
Чтоб сделать вещь или отлить награду,
Ещё тебя расплавить должен я».

***
Сказал сосед с достоинством во взоре,
Что он поймал, принёс в своё жильё
И приручил морскую чайку. Вскоре
Он пригласил нас посмотреть её.
Я глянула – и сердцу стало жарко.
Меж крякающих уток у пруда
Была она... Такой картины жалкой
Я больше не видала никогда.

 

Снова вижу я
родные горы

Снова вижу я родные горы
И в низинах мелкие селенья,
И луга, пышнее нет которых,
Мне знакомы с самого рожденья.

Утром здесь коров я провожала,
Вечером встречать их выходила,
Здесь бельё на речке полоскала,
А потом на солнышке сушила.

Снова вижу я пещеру Мархи –
Волчья пасть схватить добычу хочет,
Здесь столетья под тяжёлой аркой
Голубые воды камни точат.

Родина фонтанов родниковых...
Я сюда с кувшином прибегала,
Я б его, помятого, кривого,
На другой вовек не променяла.

От воды твоей сводило зубы,
Дай, как прежде, испытать мне жажду, –
К ста кувшинам припадали губы,
Но такой воды не встретишь дважды.

Разбрелись ягнята по лужайке...
Где же ты, ягнёнок мой весёлый?
Почему ты не бежишь к хозяйке
И на мой не отвечаешь голос?

Или вырос, или постарел ты?
Или кто-то в сырости кладовки
Тушку возле бочек и тарелок
К потолку подвесил на верёвке?

...И, родимых мест не узнавая,
Я смущённо тру глаза рукою.
Глиняные домики сметая,
Новый клуб поднялся над рекою.

Отчий дом, откуда светлым утром
Я ушла когда-то в мир открытый,
Возле зданий новых он – как будто
На лице красивом глаз подбитый.

Нет вкуснее маминого хлеба
И воды, что здесь я зачерпнула.
О село моё – родное небо,
Дочь твоя опять к тебе вернулась!
 

 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку