Война. Великая Отечественная война… Как страшно становится на сердце, когда слышишь эти слова. По телу пробегают мурашки, а глаза наполняются слезами. Сколько людей погибло за годы войны! Погибло не только на фронтах, но и в тылу. А у тех, кто выжил, победил, война оставила неизлечимую рану на сердце. Разве можно забыть, как перед твоими глазами умирали мать, отец, брат, сестра, лучший друг, за которых ты готов был отдать жизнь!

Война. Великая Отечественная война… Как страшно становится на сердце, когда слышишь эти слова. По телу пробегают мурашки, а глаза наполняются слезами. Сколько людей погибло за годы войны! Погибло не только на фронтах, но и в тылу. А у тех, кто выжил, победил, война оставила неизлечимую рану на сердце. Разве можно забыть, как перед твоими глазами умирали мать, отец, брат, сестра, лучший друг, за которых ты готов был отдать жизнь!
Усталые люди, не спавшие ночь, но бесконечно счастливые тем, что выиграли ещё один трудный бой. Маленькие дети, которые бегали по улицам и пытались помочь всем, кто нуждается в беде.
Вот что вспоминает одна из свидетелей этих событий: «Я помню маму. Когда её вели на расстрел, она просила: «Дочку уведите… Закройте дочке глаза»… А я не плакала, когда её расстреливали, я топала ногой и приговаривала: «Я буду жить! Я буду жить для тебя, моя любимая мамуля!»
И эти воспоминания, детские, беззащитные, до основания обнажают и разлагают человеческое безумие в форме войны. Дети – главные герои, которые запоминали самые яркие и трагические моменты войны.
Очень много детей, потерявших родителей, было взято на воспитание. А подчитывал ли кто-нибудь, сколько детей осиротело за это время? И сколько их могло бы появиться на свет, если бы стали отцами молодые мужчины, погибшие на полях сражения. Дети, которые ещё не ходили в школу, ходили на фронт помогать партизанам, переносить записку от одних к другим; они становились маленькими врачами, им давали сумочку, в которой находился бинт, чтобы перевязывать рану, и ещё кое-какие вещи, необходимые для первой медицинской помощи. Дети чуть постарше работали на заводах или сами брали в руки автомат и шли воевать.
Вот ещё одно из воспоминаний: «Когда началась война, я был совсем маленьким, мне было 5 лет. Мой отец пошёл сражаться за Родину. В семье я был один. Однажды ночью я почувствовал запах дыма – это горел мой дом. Я бежал, не знал куда, но бежал, знал только одно: я хочу найти отца. Вдруг ко мне подошёл какой-то мужик, очень высокий и широкоплечий. Он что-то спрашивал у меня, я был очень испуган и ничего не мог сказать. Тогда он забрал меня с собой. Я стал работать на военном заводе. Там было очень много детей, которые работали наравне со взрослыми. Здесь, за стенами, в голоде и холоде, проходило наше детство». Впоследствии мальчик писал о себе такое стихотворение:
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных
истома,
И щёки белые как мел.
– Где твоя мама, мальчик?
– Дома.
– А где твой дом, сынок?
– Сгорел.
Он сел.
Его снежок заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба
не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет!
Разве это нормально, когда мальчишки 10–17 лет живут не дома, а на передовой, ходят в разведку, участвуют в боях! Такого быть не должно! И всё же это было, было потому, что была война.
Однако, несмотря на все трудности, школьники продолжали учиться. Не хватало, а иногда и вовсе не было тетрадей, карандашей, бумаги. Но и это не мешало им учиться и получать знания. Некоторые из них стали известными на весь мир поэтами, писателями, учёными. А некоторые погибли с честью, сражаясь за Родину.
Вот недавно я прочитала книгу Надежды Надеждиной «Партизанка Лара». Это повесть о ленинградской школьнице Ларисе Михеенко.
Лара приехала с бабушкой в деревню Печеново Псковской области на целое лето. Как это здорово – каникулы! Лес, речка, солнышко. Но отдыха не получилось. Началась война. И новости с каждым днём становились всё хуже и всё страшнее: наши отступают, оставляют город за городом.
И вот самый страшный день – в Печенево фашисты. И всё у них чужое. И злые, холодные глаза, и непонятные слова. Нельзя ходить по улицам, нельзя петь советские песни, нельзя жить как привыкли. Теперь ничего нельзя. А если ослушаешься – фашист убьёт или отправит в Германию на работы. Сердце девочки не могло смириться. И Лара начинает помогать партизанам. Теперь её семья – партизанский отряд. А изба разведчиков, где по вечерам чадит коптилка, заправленная бараньим салом, – девочкин дом. В этом доме надо забыть детские капризные слова: «Не могу», «Не буду»! Здесь знают одно суровое слово: «Нужно». Нужно для Родины. Для победы над врагом.
Её смелостью и находчивостью восхищались разведчики, удивлялись фашисты. Её выдал предатель, а брошенная в фашистов граната не взорвалась. Лару расстреляли. Не стало девочки с нежным овалом лица, непокрытыми волосами и внимательными, вдумчивыми глазами, не сбылась её мечта стать балериной.
Я не могла читать об этом без слёз. А ведь это не единичный случай. Сколько ещё разбитых несбывшихся надежд! И всё война! Мы не должны забывать о ней, чтобы такое больше не повторилось!
Такие были военные времена. Дети работали наравне со взрослыми.
Дети – вот главные герои войны. И о них мы не устаём писать и рассказывать. Они были ещё совсем юны, чтобы идти на столь трудные и рискованные шаги, но они это сделали. У них хватило мужества и духовной стойкости, чтобы встретится с врагом лицом к лицу. И мы гордимся ими.
«Никто не забыт, ничто не забыто!»

 

Зайнаб Гаджимагомедова, 8 «д» кл., СОШ № 2, г. Каспийск (использованы материалы сайта: http://www.childlib.ru/dep-teen/moda-deti-i-voina.htm, фото с сайта http://groups.live4.ru/pictures/img_157_41_7.jpg)
 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку