У моего ногайского народа очень много старинных обрядов, связанных со свадьбой. Решив женить сына, глава семьи собирал семейный совет, который выбирал невесту. Юношу не приглашали, его мнения не спрашивали. К выбору невесты относились очень тщательно. Её семья должна была соответствовать в социальном и материальном отношении семье жениха. Если с этой стороны всё было в порядке, то думали о красоте девушки, здоровье (не имеет ли в роду наследственной болезни), её поведении, умении шить, вышивать, изготавливать бурки, башлыки и т. д.

У моего ногайского народа очень много старинных обрядов, связанных со свадьбой.
Решив женить сына, глава семьи собирал семейный совет, который выбирал невесту. Юношу не приглашали, его мнения не спрашивали. К выбору невесты относились очень тщательно. Её семья должна была соответствовать в социальном и материальном отношении семье жениха. Если с этой стороны всё было в порядке, то думали о красоте девушки, здоровье (не имеет ли в роду наследственной болезни), её поведении, умении шить, вышивать, изготавливать бурки, башлыки и т. д.

Затем выбирали 3–5 сватов (кудалар). В их число входили уважаемый и знающий обычаи старик и родственники. Иногда сватать ездил и отец жениха. Дипломатическое искусство сватов решало многое. Хозяин дома, даже если он был намерен отказать, обязан был оказать сватам гостеприимство. Положительного ответа при первом визите не давали. Назначали день следующего визита. Родители невесты наводили справки о семье жениха. Если они были удовлетворительны, то при повторной встрече достигалась договорённость и обговаривалась величина калыма. С этого времени девушка считалась просватанной (нышан салынган). Сторона жениха называла теперь её «келин» (невестка), а сторона невесты называла юношу женихом («киев»). Молодые люди уже не имели права видеться и разговаривать со старшими свойственниками. Невеста начинала готовить свадебный наряд.
За скотом, включённым в состав калыма, приезжали посланники стороны невесты, иногда её отец. Встречали их торжественно.
Во время приготовления калыма сторона невесты собирала на «кийит» («кийим» – одежда, «эт» – сделай).
Со стороны жениха приезжали сваты, среди которых был юноша «куда шакырувшы» (приглашающий сватов»). Его сажали на почётное место, во время раздачи кийит выделяли ему особые подарки. На этот раз сваты от имени родителей жениха официально приглашали сторону невесты на церемонию бракосочетания.
Важнейшую часть свадебного цикла составлял переход невесты в дом жениха. Сторона жениха оповещала родственников, близких, соседей, что в определённый день приведут невесту.
С получением калыма в доме невесты готовили приданое. В его состав входили кровать, матрац, одеяло, ковры, паласы. Проводили церемонию «кол сандык коьрсетуьв» (показ ручного сундука), то есть показывали всё приготовленное для кийит. Составляли кийит отрезы на платье, платки, шубы, украшения и т. д.
Свадебная процессия, перевозившая невесту в дом жениха, называлась «тав коьше». Невесту сопровождала жена старшего брата.
Большим вниманием на свадьбе окружались присутствующие там дети. Их собирали к столу, потчевали мёдом, маслом, мясными блюдами, угощали конфетами и другими сладостями. Поэтому дети очень любили свадьбы и ждали очередную свадьбу с нетерпением.
В настоящее время многие обычаи забыты, а хотелось бы, чтобы некоторые из них возродились. А как было бы приятно видеть современную невесту в национальном свадебном костюме! Или же жениха в настоящей джигитской папахе.
Я очень люблю и ценю свой народ. И часто перед моими глазами рисуются картины прошлого, как говорил немецкий писатель Г. Фрейтаг: «В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа».

 

 

 

Картина Виктории Артис, «Ногайская свадьба»

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку