У каждого народа есть своя история, культурные ценности, традиции, обычаи и нравы. Устные предания из поколения в поколение порой искажаются, дополняются легендами. Эти предания исчезают вместе со смертью стариков и забываются. Чтобы узнать историю своего родного села Тинди, я обратилась к старожилам и другим источникам.

У каждого народа есть своя история, культурные ценности, традиции, обычаи и нравы. Устные предания из поколения в поколение порой искажаются, дополняются легендами. Эти предания исчезают вместе со смертью стариков и забываются. Чтобы узнать историю своего родного села Тинди, я обратилась к старожилам и другим источникам.

Тинди расположено у подножия горы Адалло-Шухгэль-мэр («Кабала беса» по-тиндински), что на правом берегу реки Кила. Название горы произошло от аварского «Г1адамал щолареб мегIер». Она покрыта вечными ледниками.
Территория общества Тинди граничит с юга - с землями хваршинцев, с севера - с землями хуштадинцев и Ахвахским районом, с востока - с землями Шамильского и Тляратинского районов, с запада - с землями чамалинцев. Село было расположено на пересечении торговых путей, связывающих Хунзахское ханство с Грузией. Также здесь проходил один из торговых путей из Грузии в Темир-Хан Шуру и Дербент. Кое-где эта дорога сохранена и сейчас: через Хонох, Хварши, Тинди, Хуштада и т.д. Ещё одна интересная деталь: селение Гоцатль, что в Хунзахском районе, образовано выходцами из селения Тинди.
О происхождении названия села Тинди имеются интересные сведения старожилов. По их мнению, «Т1инди» происходит от слов «Т1ил ч1вай», «т1ил» - палка, «ч1вай» - поставить. Останавливаясь на ночлег в пещерах вокруг горы Гъоблъи щебела, приезжие охотники ставили там палки, как знак того, что пещера занята, и подвешивали на них своё снаряжение. Но есть и другое предположение, которое ближе к истине. Рассказывают, что в далёкие времена по дну ущелья была дорога, соединяющая Дагестан с Грузией. Путники, спускаясь в ущелье, говорили: «Идём на отдых на дно», - то есть по-аварски «Т1ино» - Т1инди.
Основным занятием тиндинцев было животноводство и земледелие. Разводили крупный и мелкий рогатый скот. Преобладало овцеводство, которое давало мясо, сыр, шерсть, овчину.
Хотя земли не хватало, каждая семья имела свой клочок неудобной земли «мульк». Возделывание этих участков требовало огромных затрат и труда. Из-за того, что земли не хватало, строили террасы, которые создавались в результате огромных усилий и труда многих поколений.
Селение Тинди расположено на естественно защищённом, непригодном для возделывания участке. Такое место, удалённое от полей и дорог, выбрано, видимо, для удобства обороны.
Тиндинцы имели два типа поселения: село и хутор. На хуторе жили во время сезонных работ. Таких хуторов было несколько.
В центре села расположены годеканы и мечети верхней и нижней части села. Находиться на годекане люди могли только в свободное от работы время. Посещение годекана связывалось с необходимостью узнать ежедневные новости села, получить справедливую оценку своей деятельности, выразить уважение сельскому обществу, получить общественное поручение, разумный совет. Посещать годекан имели право только совершеннолетние мужчины села. При мечети имелось медресе, где обучали детей не только чтению Корана, но и арабскому языку, риторике, логике, астрономии и другим наукам.
В XIX в. дома в Тинди обычно строились в два этажа. На первом этаже хлев для скота - «бокь», а на втором - жилая комната - «рукъ». Строили ещё сарай или сеновал для сена и соломы - «гьор» и кладовую - «цагъур».
Улицы в селении чрезвычайно узки, извилисты. Крыши домов плоские, гладкие, укутанные землёй. Двери и окна некоторых домов имели арочную форму. Основным строительным материалом служила глина, камень и дерево. Интересная деталь: зимний сарай «бокь» для овец строился из чистого камня без применения глины и дерева. В домах полы земляные, очаг располагался посередине. Позже стали строить камин - «тавхан». Свет проникал через открытую дверь или узкие щели в стене. Потолок и стены внутри дома были закопчены дымом.Обстановка была скудной и ограничивалась скамейками для сидения и простым деревянным диваном - «маги». Под потолком, на противоположной от входа стене укреплялась длинная жердь, на которой висела одежда. Семья обедала на полу. Необходимой принадлежностью каждой семьи являлись медный кувшин и таз для омовения. Для хранения и доставки воды использовались медные и глиняные кувшины. Один угол комнаты занимала постель.

 

 Газета в газете гимназии № 35, п. Ленинкент

Хатимат Исмаилова

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку