Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины, гнёздышка, из которого он вылетел в большой мир. Для меня таким гнёздышком является моё родное село – Андых. Когда я приезжаю в своё село, душа наполняется спокойствием, все проблемы уходят на задний план. Вероятно, что это происходит от огромной любви к месту, где я родилась. Меня всегда интересовала история создания моего села. Часто я слушала рассказы бабушки об Андыхе, о его жителях и чувствовала, что всё больше и больше проникаюсь любовью к родине моих предков.

Каждый уважающий себя человек должен знать историю своей малой родины, гнёздышка, из которого он вылетел в большой мир. Для меня таким гнёздышком является моё родное село – Андых. Когда я приезжаю в своё село, душа наполняется спокойствием, все проблемы уходят на задний план. Вероятно, что это происходит от огромной любви к месту, где я родилась. Меня всегда интересовала история создания моего села. Часто я слушала рассказы бабушки об Андыхе, о его жителях и чувствовала, что всё больше и больше проникаюсь любовью к родине моих предков.

Селение Андых расположено далеко в горах у подножия одной из гряд Богосского массива, названного в официальной печати Зоногох (хотя сами жители такого названия не знают). Здесь причудливо сочетаются суровый климат Альпийского высокогорья с мягкой умеренно тёплой погодой, характерной для долин Дагестана. Этим объясняется распространённое в народе название села «Боккьнидаллъи», буквально «одной ногой в тёплой долине».
В самые снежные зимы долина речки Андыхки и окрестности лишены снежного покрова и служат отличными пастбищами для зимнего содержания скота. А ранней весной в этой долине, тянущейся от самого Аварского Койсу до селения, буйно расцветают абрикос, персики, сливы, вишни, яблоки и другие теплолюбивые фруктовые деревья.
Прямо за селом начинаются пашни и сенокосы, постепенно переходящие в луга и летние пастбища. Они простираются до самого Талокало - высшей точки территории села (2760 м).
Основателями селения считаются выходцы из Хунзаха во главе с сыном хана Сурхаем. Обращение его ко всем желающим поселиться здесь обычно заканчивалось словами «Гьани дихъе рачIа» (буквально – «придите ко мне»), что и послужило названием села. В современном Андыхе насчитывается около 900 человек.
С незапамятных времён андыхцы занимались сельским хозяйством. В Андыхе имелся особый сорт пшеницы, выращиваемый только здесь. По преданиям стариков аула, даже тогда, когда кругом в Дагестане бывала засуха, в Андыхе собирали хороший урожай пшеницы, и все приезжали в село поменять пшеницу на одежду, обувь, украшения и другие необходимые для аульчан вещи. Садоводству андыхцы уделяли меньше внимания, чем земледелию.
Важное место в хозяйстве андыхцев занимало животноводство. Разводили овец, крупный рогатый скот.
В свободное от сельскохозяйственных работ время крестьяне занимались домашними ремёслами. Андыхцы носили одежду и обувь собственного производства. Из шерсти выделывалось сукно, паласы, хурджины, мешки, чулки, носки, верёвки. А из овчин делали характерные только для нашего аула тулупы. Они имели два пустых рукава и большой воротник из чёрной кудрявой овчины (тахта). Несколько семей занимались ткачеством буворсовых ковров. Имелись свои именные узоры. Развивалось кузнечное дело. Делали мотыги, лопаты, косилки, лемехи для плугов. Имелись местные столяры, плотники, каменщики.
Одежда андыхцев того времени не очень отличалась от одежды других народов Дагестана. Верхней одеждой являлась овчинная шуба, которую шили в Андыхе. Головным убором служила мохнатая овчинная папаха.
Гораздо большим разнообразием отличалась женская одежда. Парадным платьем женщины-андыхки было «хъабало». В отличие от других видов, это платье имело двойной, особенный для данного села, покрой. Внизу надевалось платье с широкими рукавами, сшитое из дорогих материй: шёлка или парчи. Верхняя часть самого «хъабало» шили из бархата с длинными, узкими, спускающимися рукавами. На поясе оно застёгивалось на большие серебряные пряжки. Подол, пояс, рукава и грудь украшались серебряными галунами и монетами. Поверх «хъабало» надевался большой платок с бахромой. Верхней зимней одеждой женщины являлась овчинная шуба. Но женские шубки были более лёгкими и украшались на рукавах и подоле. Женщины Андыха носили, главным образом, самодельную обувь. Это были нарядно вышитые войлочные сапоги и башмаки. Широко были распространены и украшения, составляющие дополнения к костюму: самые разнообразные кольца, серьги, браслеты, коралловые бусы, серебряные пояса.
Большое значение для сельчан имели обряды и обычаи. Были распространены такие обряды, как поклонение огню, праздник первой борозды, вызывание дождя, свадебный обряд. Неукоснительно соблюдались принятые в селе адаты, выполнять которые учили с детства. Общество порицало жителей, уклонявшихся от принятых норм поведения.
Я очень рада, что мне посчастливилось поближе узнать историю своей малой родины. Я обязана помнить то место, где родились мои предки, где находятся мои корни.

 

 Газета в газете гимназии № 35, п. Ленинкент

Асият
Магомедова

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку

Новый выпуск

№6 24.03.2020 (24 Марта 2020)

Конкурсы

Опрос

Сталкивались ли вы с буллингом ( издевательством, травлей) в школе?
  • да, со стороны однокласников.

    2 (33%)
  • да, со стороны школьников.

    1 (17%)
  • нет, никогда не сталкивался с этим.

    3 (50%)