По народным представлениям, только после праздника первой борозды – «ХъубяхIруме» – можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить землю считалось большим грехом. Полагали, что весна в этот день окончательно одерживает победу над зимой, Аллах благословляет землю и открывает её для сева.

По народным представлениям, только после праздника первой борозды – «ХъубяхIруме» – можно было начинать полевые работы. Раньше же беспокоить землю считалось большим грехом. Полагали, что весна в этот день окончательно одерживает победу над зимой, Аллах благословляет землю и открывает её для сева.

Корни этого праздника уходят в древние языческие культы земледельческих народов, когда земля рассматривалась как мать, которая должна родить много добрых детей (под этим подразумевалась еда). А для этого нужно, чтобы её вспахали и засеяли самые здоровые и сильные мужчины. Поэтому перед проведением первой борозды в поле среди собравшихся мужчин проводили соревнования в силе, быстроте и ловкости. Отобранные в итоге состязаний мужчины впрягались в плуг, а абсолютный богатырь, идя за ним, проводил первую в сезоне борозду, в которую забрасывали семена различных злаков. Вторая борозда закрывала все эти семена.
Считается, что урожай хлебов зависит от удачливого пахаря, проведшего первую линию по земле. Каждый желающий в этот день мог взять в руки плуг и провести борозду. Женщины, как правило, на все эти дела смотрели издалека, с какого-нибудь возвышения или холма.

Но время и люди меняют традиции

Сейчас во время сельских праздников устраивают бои баранов, собак, петухов. Особый пункт программы – почитаемые на Северном Кавказе скачки и спортивные состязания. В этом году 31 марта с утра в центре Усиша на школьной площадке собрались все жители и гости села, для которых было организовано праздничное угощение и специально приготовлен местный национальный напиток «гьаруш». И всё это сопровождалось старинной усишинской песней.
Отведав праздничных яств, все собрались на поле. После завершения обряда первой борозды был проведён другой древнейший обряд - скатывание калача («х1ула»). Для этого заранее испекли калачи. Наиболее удачливому, тому, кто поймает катящийся с горы калач, кусок этого калача принесёт доход в семью на целый год, а скот, если попробует хоть небольшой кусочек, станет упитанным.
Всё было на торжестве: и поздравительные речи, и выступления танцоров и певцов, и первая борозда. Дети резвились и прыгали, взрослые угощались шашлыком.
Праздник собрал более тысячи гостей, которые съехались со всех уголков Акушинского района. Приехали многие усишинцы, которые жили за пределами родного села. Среди победителей состязаний были представители не только Усиша, но и жители других сёл Акушинского района. Победителям, кстати, устроители праздника давали не только сладкие, но и денежные призы.
Сегодня наши земли дают богатый урожай, и каждый клочок земли имеет своего хозяина. К плодородной земле мои сельчане относятся как к святыне.

 

 

Айшат Гаджиева,
кр. «Патриот», 9 кл., МБОУ
Усишинская СОШ № 3,
Акушинский р-н

 

Конкурс «Юный журналист»

Номинация «Мой народ вчера, сегодня, завтра»

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку