Прости нас, старый Гапцах! (Конкурс «Юный журналист»)

В старом Гапцахе я впервые побывала в шесть лет. Мне тогда село не понравилось. Я увидела развалины и лишь несколько уцелевших домов. Но панорама, которая открывалась с высоты тысячи четырёхсот метров, меня поразила.

В старом Гапцахе я впервые побывала в шесть лет. Мне тогда село не понравилось. Я увидела развалины и лишь несколько уцелевших домов. Но панорама, которая открывалась с высоты тысячи четырёхсот метров, меня поразила.

Селение Гапцах – одно из древних поселений в Южном Дагестане. Когда-то давным-давно, спасаясь от врага, люди нашли прибежище среди скал. Но враг жаждал крови: куда могло подеваться целое селение? А село приютилось высоко в горах. Это узкий выступ небольшой площади, как бы свисающий над рекой Cамур. Снизу село напоминает гнездо орла. Выше селения только вершины Гитин–къеле.
...«Мы оставили горы. А что на равнине хорошего?» - до сих пор возмущается мой дедушка. А как это было, он помнит хорошо. Гапцах пустел с каждым днём. Люди уходили туда, где их ждала новая жизнь со всеми её заботами и радостями. Дедушка считает, что в тот день, когда было принято решение переселить село на равнину, и началась гибель старого Гапцаха. Были сорваны и увезены на равнину двери, окна, каменные ступени. Дома, конечно, разграбили – благо было что грабить. Гапцах превратился в развалины. Ради пары подгнивших брёвен разбирали крышу, ради нескольких тёсаных камней – арку. «Нам обещали денежную помощь, но не дали, - поясняет мне дедушка. – Вот мы сгоряча разбирали, хотя многое и не пригодилось».
…Июль 2011 года. Мы всей семьёй в старом селе… Вхожу в дом моего прадеда. Крыши, дверей и оконных рам нет. Земляные полы в покинутом доме проросли травой. В стенах поселились ящерицы. Брожу по комнатам, прислушиваюсь к собственным шагам. Рядом с домом - полуразрушенный хьар1. Здесь моя прабабушка Селем пекла хлеб. Почему тогда никто не подумал, что в старом селе остались тени их предков, эхо их голосов (чтобы эхо жило, в домах нужны двери)?..
Дедушка рассказывает, что в селе жил чавуч2, он становился возле мечети, зажимал ладонями уши и выкликал, к примеру: «Э-эй, люди, из Дербента прибыл чиновник, собирайтесь возле мечети! Э-эй, возле мечети!» Сначала голос проникал в ближайший квартал (гарва), оттуда, помедлив, в следующий и так далее. Под конец глашатай склонялся над родником утолить жажду, а его голос продолжал переходить из квартала в квартал. Глашатаем был отец моей прабабушки Селем, Шихмагомед. Как мне хотелось бы услышать этот голос. Но он, увы, давно замолк. С какого места он прозвучал в последний раз? Не знаю…
А внизу села кладбище. Эти старые надгробия напоминают мне о том, что человек для природы как трава, как колючка или как букашка, которая копошится в траве. Они напоминают о том, что у жизни есть конец. Здесь я впервые ощутила себя звеном в цепи поколений. Многие мои односельчане с семьями в погожий день будут навещать могилы предков. Затем обратят свои взоры на село, раскинувшееся наверху, поднимутся туда, посмотрят с высоты и скажут: «Наконец-то мы дома!» Да, воздух родины - не просто соединение кислорода, азота и углерода…
Прости нас, старый Гапцах. Ты мой заброшенный учебник истории. А история не школьная доска, чтобы стирать с неё не понравившееся тебе слово.

1Хьар – печь для выпечки хлеба, обогреваемая дровами.
2 Чавуч – глашатай.

 

Жил в нашем селе праведный человек, которого звали Шихсафар. Перед смертью он завещал своим односельчанам похоронить его по их усмотрению: если они хотят жить в достатке, то пусть его похоронят на севере села, у подножия Гитин –къеле, а если хотят мира, уберечься от врага, то на юге села. И он был похоронен на севере. Село, действительно, зажило хорошо. Пока не нависла над ним угроза нашествия войск Надир-шаха. Половина мужского населения пала в боях с врагом. Тогда собрались старейшины села и вынесли такое решение: перезахоронить останки Шихсафара на юге, у самой дороги в село. И каждый, кто шёл в село или покидал его, просил у Шихсафара благословения. После этого множество раз враги пытались совершить набеги на село, но дальше могилы праведного Шихсафара не смогли они ступить ни шагу…

 

Аделаида Гамидова, 10 «а» кл., Гапцахская СОШ
им. Т.Н. Нагиева,
Магарамкентский р-н

 

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку