Путевой очерк

Путевой очерк

Ранним летним утром меня, спавшего сном младенца, разбудил настойчивый телефонный звонок, и в трубке я услышал громкое и зычное: «Рота! Подъём!» Дагестанским научным центром Департамента по охране памятников культуры и наследия при Министерстве культуры РД дылымской туристической группе под руководством М. И. Дадаева поручено разработать маршрут экспедиции, который должен пролегать через места, представляющие собой памятники природы, где можно набрести на нечто такое, что может привлечь пристальное внимание историков и археологов...

И вот 1 июля в утренних потёмках, ёжась от предрассветной прохлады, наша группа заскакивает в специально нанятую маршрутку. Машина тронулась. За окнами мало что можно разглядеть, да особо и не старались. Убаюканные ездой, мы заснули... Через каких-то полтора часа примчали к Дубкам.
Дубки − самый обычный посёлок городского типа с некоторыми попытками озеленения. Похожие друг на друга как близнецы 4- и 5-этажные дома с лабиринтами двориков. Уступами поднимаются по склону рукотворные террасы, где зубутлинцы выращивали и продолжают выращивать виноград. Поражаешься, и не в первый раз, поистине титаническому трудолюбию наших предков. Сколько времени и, главное, сил нужно было, к примеру, чтобы элементарно заполнить террасы землёй, когда под твоим началом только ишак (это в лучшем случае) и твой собственный горб. Даже как-то не по себе становится. Мало кто сейчас выдюжит то, что выдюжили те, кто жил до нас.

 

4 июля − Амирханил росу


Наша группа вошла в Амирханил росу (село Амирхана). Его территория занимает 3,0 га, сохранились только полуразрушенные фундаменты жилищ, построенные из бутового камня. С восточной и южной сторон Амирханил росу мощной дугой огибает высокий обрывистый берег реки Ахсу, а с северной стороны на подступах к селу стояла солидная защитная стена. Психология древних поселенцев была иная. Когда они строили дом, то прежде всего заботились не об удобствах и показной роскоши, а о его безопасности. Жить всё время в напряжении, засыпать чутким сном, находиться всегда в боевой готовности, уметь пользоваться холодным оружием, не бояться вида крови, выполнять иногда непосильную работу − и это всё для того, чтобы просто не умереть с голоду, выжить, не стать чьей-то добычей... Когда думаешь об этом, невольно проникаешься к нашим предкам ещё большим уважением.

 

5 июля − Нахъ Пашу

Весь день заняло обследование Нахъ Пашу (Заднее Ашу). Это давно заброшенное село. То, что здесь когда-то жили люди, выдают лишь сохранившиеся фундаменты, которые довольно трудно было разглядеть в высоких густых зарослях, да древнее кладбище. Могилы сравнялись с землёй, их выдают надгробные плиты, врытые в землю. Плиты представляют собой вертикально установленные длинные камни. На камнях мы заметили полуистёртую арабскую вязь, которую не смогли разобрать. Удивило то, что могилы расположены далеко друг от друга: или земли было много и её особо не экономили, или по каким-то иным соображениям нахъашуйцы не жалели места для своих умерших односельчан.

 

6 июля - Бекюрт


Мы движемся дальше в южном направлении к Бекюрту. Это селение мы увидели уже издалека. Представьте себе 50−60-метровый обрыв, который, образуя «полуостров», выступает далеко вперёд. Время и здесь поработало: от жилищ, кроме фундаментов, ничего не осталось. Неподалёку от Бекюрта мы случайно набрели на интересную площадку и сразу нарекли её «Красной площадью». Площадка составляет примерно три кв. метра, рельеф её очень напоминает выложенную брусчаткой поверхность Красной площади. Самое интересное, что это цельный камень, иначе сквозь щели и зазоры площадки пробилась бы живучая растительность. Природа ли высекла эти геометрические линии или они рукотворное произведение, мы этого так и не поняли. Зато мы постояли и даже сфотографировались на своей, нами же открытой «Красной площади».

 

7 июля − село Бугьак


Следующий пункт назначения − село Бугьак! Название села происходит, очевидно, от слова «бугьа» − холодный. Вода в Ахсу действительно холодная, так как густой лес, растущий по краям ущелья, не пропускает солнечных лучей. От села остались только полутораметровые развалины. За пределами села остались следы гумен, мельниц, что свидетельствует о том, что жители занимались в основном земледелием.

 

8 июля − Кьвагlу росу


В Кьвагlу росу нас привела полуразвалившаяся полукилометровая стена, выложенная из бутового камня без всякого скрепляющего вещества, крупные щели заполнены впихнутыми туда маленькими камнями и камешками. Название села переводится как «Ржавое село». Дело в том, что обрыв, на краю которого находится село, собственно как и камни, из которых построены жилища, словно покрыты ржавчиной − это мельчайшая растительность цвета ржи, очень похожая на мох, облюбовала себе место на суровых поверхностях. С тыла Кьвагlу росу защищал опаснейший высокий обрыв, по всей фронтальной стороне возвышалась оборонительная стена, от которой почти ничего не осталось. Жилища и сами стены строились из камня, откалываемого прямо от скал, поэтому он неровный, неправильной формы и ребристый.

 

10 июля − Иманали росу


В Иманали росу наша группа сделала привал. Здесь мы услышали рассказ об основателе села Иманали. Он активно распространял ислам. Четыре других брата, в свою очередь, основали села Ахсу, Артлух, Данух, Аргвани. В Иманали росу вы не увидите никаких архитектурных изысков и новомодных «аксессуаров» вроде фронтонов, облицовки из мраморной крошки, чугунных стрельчатых ворот... Здесь люди ведут такой же размеренный, наполненный крестьянским трудом образ жизни, как и 50, и 100, и 150 лет назад. Жилища − это 2- или 3-этажные строения, при возведении которых руководствовались и руководствуются соображениями удобства и практичности и меньше всего − эстетичности. И люди в селе под стать своим жилищам − такие же скромные, простые. Законы гостеприимства здесь остаются непреложными. Завидев нас, уставших и изрядно проголодавшихся, один из местных жителей настоял на том, чтобы мы зашли к нему в гости. Мы приняли его предложение. Хозяин ввёл нас в небольшую комнату. Стены и потолок побелены извёсткой, деревянный пол покрашен самой обычной масляной краской. Мебель в комнате состояла из стола и покрытой старым потёртым ковром тахты, на которой мы расположились. На столе допотопный маленький телевизор, под столом старый музыкальный центр. С середины потолка свешивалась самая обычная лампа на коротком проводке. Всё, никаких безделушек, ни дорогих, ни дешёвых. Как потом я узнал, это был самый богатый дом в селе.

 

11 июля − Нуцабазул росу


Снова предстоит напряжённый день. Впереди Нуцабазул росу. Чем ближе подходим к селу, тем величественнее становится открывающаяся картина. Вообразите гигантский отвесный выступ, образованный рекой, правда, давно пересохшей. Он надёжно охранял село с трёх сторон. На одной стороне, на более пологом склоне, одна над другой лепились сакли, и таким образом крыша одной сакли являлась одновременно двором другой. По преданию, здесь жило довольно состоятельное население, которое закономерно страдало от набегов незваных гостей. Всё, что осталось от Нуцабазул росу, страдает не только от времени − к разрушению архитектурных памятников старины прикладывают руки и жители окрестных сёл, по камню растаскивающие уникальное село…

 

12 июля − Ахсу


Мы достигли окрестностей селения Ахсу. Первое, что бросилось в глаза, − как будто выросшие из земли огромные валуны. Валуны были разных размеров − от 1 до 20 метров в высоту. Нам потом рассказали легенду о происхождении этих валунов. По преданию, в этих местах жил богатый человек, у которого были многочисленные стада овец. Но при этом он отличался скупостью. Однажды к нему пришёл гость, и, вместо того чтобы угостить его отменной свежей бараниной, тот предложил кошатину. Разгневанный Творец обратил его стада, дом и его самого в каменные изваяния в назидание остальным. Это место так и называется: «стадо жмота».
Впечатление от валунов несколько поблекло, когда мы набрели на древний могильник. Подошли к какой-то груде каменных плит и из мальчишеского озорства попытались сдвинуть их с места. Одна из плит не сразу, но поддалась, открыв под собой глубокую яму. Мы спустились в неё и оказались в узком проходе, который через несколько метров расширился, и мы очутились в круглом, обложенном плитами помещении. Мы чуть не выронили от ужаса фонари, когда увидели то, что находилось в нём. Вдоль стен стояли деревянные лавки, а на них сидели давно истлевшие останки людей. Это была целая археологическая находка!
Когда-то Ахсу было большим селением, в котором протекала размеренная трудовая жизнь горских крестьян. На сегодня село почти вымерло. Говорю «почти», потому что здесь мы познакомились с замечательной семейной парой − Анарбегом и Патимат. Это довольно пожилые люди, старожилы села. Кажется, они одни не поддались сомнительным веяниям времени, не оставили обжитое место и не уехали за удобствами и лёгкими деньгами.

 

17 июля − Гуни


В Гуни мы посетили могилу Героя России Арзлума Ильясова и прочитали заупокойную молитву. Настроение было тихим и торжественным, не хотелось его растерять. Поэтому стали сразу располагаться на привал. В последнюю ночь в походе Исрап (по совместительству художник) приготовил прямо-таки царский ужин: испечённые на углях картофелины, луковицы, щедро посыпанные крупной солью и перцем, к ним присоединился хинкал из кукурузной муки (где умудрился достать её?). Затем обильное чаепитие и разговоры за полночь. Заснули как убитые, с чувством выполненного долга.

 

18 июля − Дылым


На рассвете стали укладывать вещи... По мере приближения к Дылыму наша группа напоминала лениво бредущих коров: сказались накопившаяся за 18 дней усталость и недосып. В Дылым мы пришли ближе к обеду. Не вымывшись, не переодевшись с дороги, я бросился на свою кровать, по которой успел сильно соскучиться, и заснул крепким сном. Отсыпался я целых два дня! На третий день отец сказал: «Хватит прохлаждаться. Садись и пиши отчёт». Сказано − сделано, и через неделю отчёт был готов. А то, что я красиво назвал путевым очерком, написал так, для души…

 

 

 

Номинация «Дорогами и тропами Дагестана»

Саид Саидов, 10 «б» кл.,
Дылымский многопрофильный лицей,
Казбековский р-н

Версия для печати

Комментарии

горец:
23 Сентября 2015 19:23:27
Люди....а где село с.гертма!!!! Или его стёрли с карты района!!!!
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку