Представляю, что бы я сделала, окажись на таком посту. Одно несомненно: перемен к лучшему было бы достаточно. Нет, я вовсе не мечтаю о должности главы муниципального образования нашего района. Для начала достаточно возглавить село, да ещё такое крупное, как наш Кища. 1200 хозяйств – дело нешуточное, более пяти тысяч жителей, гимназия, школа, медпункт, почта… Во всём нужен глаз да глаз руководителя. Сейчас же беспорядок во всём – а начальству никакой заботы!

Представляю, что бы я сделала, окажись на таком посту. Одно несомненно: перемен к лучшему было бы достаточно. Нет, я вовсе не мечтаю о должности главы муниципального образования нашего района. Для начала достаточно возглавить село, да ещё такое крупное, как наш Кища. 1200 хозяйств – дело нешуточное, более пяти тысяч жителей, гимназия, школа, медпункт, почта… Во всём нужен глаз да глаз руководителя. Сейчас же беспорядок во всём – а начальству никакой заботы!
Вот и в эту зиму жители кое-как обошлись без водопроводной воды. Горянки с кувшинами за спиной в ранний утренний час спускались в ущелья, где ещё сохранились прапрадедовские колодцы. А всё из-за того, что водопровод изжил свой век и нуждается в капитальном ремонте.
А сколько у нас в окрестностях земель запущенных, заброшенных сельчанами и оттого заросших бурьяном? Земля наша очень плодородная и в годы Великой Отечественной войны кормила зерном чуть ли не весь район. Теперь же засевается только треть пашни. А кто эту пашню обрабатывает? Десяток пахарей, ещё не потерявших любви к родной земле.
И тут я бы сумела найти выход. Для начала организовала бы фермерские хозяйства, чтобы жители заинтересовались, чтобы они почувствовали пользу от своей работы. Затем постепенно можно перейти к более крупным хозяйствам и организовать их в близлежащих поселениях. Земля ожила бы, возродились бы добрые традиции пахарей, да наполнились бы закрома людские отменным зерном.
Мне кажется, в нашем селе остро стоит вопрос безработицы. Молодёжь с ранней весны и до поздней осени находится в поисках работы вдали от родных мест, а часть молодёжи от безделья находит себе утешение в запое или в других пагубных увлечениях. Почему бы не возобновить в селе работу фабрики. Вот уже сколько лет пустует это большое здание, где свободно можно организовать мебельные, токарные и другие полезные цеха. Мало того, огромное здание картофелехранилища на окраине села без больших затрат можно реорганизовать под животноводческую ферму.
Благоустройство села – моя мечта, и она вполне реальна. Центральная улица давно нуждается в должном присмотре. Пора ей расстаться с нечистотами, мусором, хламом. И не пора ли ей быть мощёной, когда рядом и камень, и булыжник, и щебень? В непогоду на главной улице непролазная грязь, и каждый, кто выбирается из дома, начинает проклинать руководство и себя самого за нерадивое отношение.
Нам также нужны порядок и дисциплина. Для этого из числа добровольцев я организовала бы дружину, которая несла бы дежурство в селе. Куда ни посмотришь – и пьяница, и дебошир, и бездельник, и курильщик. Они разрушают вековые устои наших отцов и дедов. Прежде на годекане не мог появиться человек в нетрезвом состоянии, никто не имел права нецензурно выражаться, нарушить общественный покой.
А экология? Из года в год беспощадно уничтожается природа вокруг села. Осиновая тёмная роща, вековая гордость сельчан, поредела из-за вырубленных деревьев, близлежащая поляна усеяна брошенными бутылками, пустыми консервными банками, пакетиками из-под продуктов. Речка возле села настолько загрязнена, что вода непригодна для питья даже скотине. Мосты, древние архитектурные сооружения наших предков, замечательные памятники старины в окрестностях села, разрушены, строительный камень разворован, колодцы загрязнены…
Как может руководитель села закрыть глаза на такие вопиющие безобразия? Ведь всё это богатство должно достаться по наследству подрастающему поколению. Больше того, такая загрязнённая природа оказывает пагубное влияние на здоровье жителей села.
Сельских глав в старину называли юзбаши. Устарха Багомед, так звали одного из них, мудро правил джамаатом в восемнадцатом веке. Говорят, работу юзбаши он начал с себя. В день избрания главой села он вернулся домой и сказал жене:
- Пойди и погони нашу корову на кладбище.
- Побойся Аллаха, что ты говоришь? – от изумления жена вытаращила глаза на мужа.
- Ты поговори ещё у меня! – отрезал муж.
Устарха Багомед возвращается в диванхану и отдаёт первое поручение своему объездчику, чтобы тот походил по селу и потом сообщил ему о правонарушениях со стороны жителей села.
И вот вскоре объявляется объездчик, угрюмый, молчит, будто в рот воды набрал. Когда юзбаши обратился к нему, он с неохотой и шёпотом ответил:
- Не хотел говорить, уважаемый, но приходится: нашёл пасущуюся корову на кладбище. Она ваша, уважаемый…
- Вот и хорошо, шариат для всех один, иди и приведи корову на майдан.
Устарха Багомед тут же приказал заколоть свою корову и раздать мясо всем жителям села поровну.
Ну и кто после этого станет нарушать закон сельского главы? Будь человек глава семьи или села, района или края, он не должен забывать о своём долге перед народом и Отечеством.
И, конечно, меня могут спросить: «Зачем тебе эта работа? Не женское это дело».
Увы, совсем это не так! Я решительно хотела бы стать главой моего села. Чтобы хоть что-то доброе и хорошее сделать своему народу, и чтобы они, вспоминая обо мне, сказали: «Она была честным и порядочным человеком».


Тамила Ибрагимова, 9 «а» кл., СОШ № 2, Кища, Дахадаевский р-н

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку