Горизонты поэзии
– Итак, дорогие мои, предстоит большой литературный праздник – 90-летие со дня рождения Расула Гамзатова. Нам нужно представить чтеца на мероприятие. Ну, есть добровольцы? – едва переступив порог класса, к нам обратился классный руководитель.

– Итак, дорогие мои, предстоит большой литературный праздник – 90-летие со дня рождения Расула Гамзатова. Нам нужно представить чтеца на мероприятие. Ну, есть добровольцы? – едва переступив порог класса, к нам обратился классный руководитель.

Тишина. Дело ясное: кому охота заучивать лишнее стихотворение, когда и на уроках литературы голова от них идёт кругом?
Следуя примеру остальных, я тоже опустила голову, но чувствую на себе взгляд учителя. В подобных случаях он всегда полагается на меня: мол, ты лучшая в классе, на тебя вся надежда… В таких ситуациях я вовсе не желала быть лучшей. С одной стороны, лестно, конечно, но, с другой стороны, и обидно: будто других нет в классе, завалили меня всякими общественными поручениями, словно рабочую лошадь.
Я подняла голову:
– А что надо читать?
– Стихотворение Расула Гамзатова на выбор. Могу я предложить, но лучше, если сама подберёшь, только чтобы это было вне программы.
– Сама выберу, – говорю я. – У деда богатая библиотека, думаю, найдётся там такая книга.
Мои сверстники облегчённо вздохнули. Я понимаю их: что там стихи, кому они нужны, да ещё в наше время. Если бы надо было поговорить о чём-либо своём, близком нам по духу, дело другое. Скажем, учитель вдруг заинтересовался бы такими вопросами: «Кто хочет рассказать о своём новом сенсорном мобильнике? Какую музыку слушает современная молодёжь?..».
Вот тогда бы – лес рук!
Но от себя не убежишь: дала слово, надо будет сдержать и подготовиться. Меня ведь за язык не тянули?
И вот беру первую попавшуюся под руку книгу. Расул Гамзатов – «Избранное в двух томах». Мне же нужно отобрать лишь одно стихотворение в объёме 4-5 куплетов. Вспомнила «Журавли», «Высокие звёзды», «Родной язык», «Горянка», «Солдаты России» – их мы заучивали на уроках литературы.
И вот – «Покуда вертится земля»:
Я солнце пил, как люди воду,
Ступая по нагорьям лет
Навстречу красному восходу,
Закату красному вослед…
Понравилось, потом – второе, третье… Затем последовали совсем незнакомые для меня стихи: «Люблю тебя, мой маленький народ», «Первое стихотворение», «Горцы», «Звезда», «Проклятие», «В Ахвахе», «Кинжал»…
Мысленно чувствую, что надо остановиться и сделать выбор. Но нет, каждое новое стихотворение вдруг стало открывать передо мной новые горизонты поэзии, неизведанные, доселе незнакомые чувства, тайны человеческой души, глубины той прошлой, нам мало знакомой и мало известной жизни, о которой могли судить лишь по рассказам наших отцов и дедов.
«Почему раньше я не находила в поэзии всего этого?» – вопрошаю.
И сама себе тотчас отвечаю: «А когда я читала стихи этого поэта осознанно, проникновенно, вникая в каждое слово? И вообще, когда я брала в руки последний раз поэтический сборник?».
В тот же вечер я прочитала оба тома Расула Гамзатова. Как говорится, на одном дыхании. И тогда опять вспомнила, что ещё не выбрала стихотворение, о котором говорил учитель. Вновь перелистываю оба тома. Выбрать не могу: каждое произведение по-своему звучно и красиво, оригинально и бесподобно.
С этого дня в моих руках побывали всем хорошо известные сборники стихов: «Высокие звёзды», «Год моего рождения», «Разговор с отцом», «Горянка», «Избранное». Потом перешла к русской классике: всё интересно, доступно, ощутимо, будто сняли с моих глаз невидимую пелену. Расул Гамзатов пробудил во мне совершенно новый и трезвый взгляд на поэзию: теперь мне кажется, что я гляжу на А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Блока, А. Ахматову, Б. Пастернака, да и многих других поэтов глазами этого замечательного человека, поэта, гражданина своей страны и горца, до глубины души преданного своему народу.
Что же касается того задания классного руководителя, то мероприятие прошло, я думаю, как никогда с небывалым успехом: когда я читала наизусть отрывок из поэмы «Берегите матерей» (и не 4-5 куплетов, а целых 15), все с замиранием сердца слушали, а потом долго мне аплодировали.

 

 

Разият Магомедова,
10 «а» кл.,
Кищинская С(П)ОШ,
Дахадаевский р-н

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку

Новый выпуск

№3 10.02.2021 (10 Февраля 2021)

Конкурсы

Опрос

Сталкивались ли вы с буллингом ( издевательством, травлей) в школе?
  • да, со стороны однокласников.

    8 (24%)
  • да, со стороны школьников.

    3 (9%)
  • нет, никогда не сталкивался с этим.

    22 (67%)