Армен Петросян, научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной Академии Наук Армении, давний друг организатора ярмарки Марата Гаджиева, со скрипом согласился приехать в Дагестан. Нет, не потому, что опасался чего-то. Просто, как и все истинные учёные, он так погружён в своё дело, так любит его, что не хочет от него отрываться. Хлебом не корми, дай поизучать кавказскую мифологию. Всё же он дал себя уговорить приехать на ярмарку и, кажется, не пожалел об этом. Так же, как не пожалели посетители его лекции, с которыми он поделился множеством кавказских мифов и легенд.

Армен Петросян, научный сотрудник Института археологии и этнографии Национальной Академии Наук Армении, давний друг организатора ярмарки Марата Гаджиева, со скрипом согласился приехать в Дагестан. Нет, не потому, что опасался чего-то. Просто, как и все истинные учёные, он так погружён в своё дело, так любит его, что не хочет от него отрываться. Хлебом не корми, дай поизучать кавказскую мифологию. Всё же он дал себя уговорить приехать на ярмарку и, кажется, не пожалел об этом. Так же, как не пожалели посетители его лекции, с которыми он поделился множеством кавказских мифов и легенд.

Миф о Богоборце

У армян очень популярны мифы о противостоянии богов и людей-богоборцев. Одним из ярких представителей последних являлся Мгер Младший, сын Давида и Хандут-хатун. Борец со злом и несправедливостью побеждает иноземные полчища и старуху-людоедку, спасает город от наводнения и т.д. Но однажды, встретив своего отца Давида, он вступает с ним в бой и, не ведая, что творит, валит его на землю. Тогда разгневавшийся Давид проклинает своего отпрыска, обрекает его на бедность и бессмертие. Мгера больше не держит земля, и он не способен бороться с несправедливостью. В отчаянии он направляется на могилу к предкам, те в свою очередь советуют ему удалиться в скалу и ждать изменения мира. До нужной скалы Мгера доводит ворон, поэтому она получила название Аграва-кар, что переводится «воронова скала». От удара меча скала раздвоилась, и Мгер вошёл в неё со своим конём. Теперь существует поверье, что Мгер выходит из скалы, дабы проверить, не окрепла ли земля, но, убедившись, что этого не произошло, он возвращается. Один пастух поведал, что видел Мгера, а тот рассказал ему, что оставит скалу только тогда, когда пшеничное зерно будет крупнее ореха, а ячменное – больше ягоды шиповника.
В другом варианте Мгер Младший оказался прикованным к скале по воле верховного божества, а ворон клюёт его почки.

Грузинский
мальчиш-плохиш

Как выразился Армен Петросян, «Амирани – это своего рода грузинский мальчиш-плохиш. И он явно получил тройку по поведению в школе Бога». На теле Амирани были изображены божественные знаки, а внешне он напоминал великана, был могуч и обладал силой двенадцати пар быков и буйволов. Он похитил прекрасную деву Камари, одолев её отца – повелителя грозовых туч и погоды. Амирани – это аналог греческого Прометея, за богоборчество прикован к скале, орёл клюёт его печень, а преданная ему собака лижет цепь, стараясь сделать её тоньше. Но в ночь перед Рождеством, в тот момент, когда цепь достигает толщины волоса, боги обновляют её.

Сатаней

Нет, не стоит думать об ужасающем дьяволе. Сатаней – это героиня осетинского эпоса, иной вариант имени – Шатана. Сатаней выбрала себе в женихи доблестного и умного нарта Урызмага, но, получив отказ, она не опустила рук, пока не добилась своего хитростью.
Однажды Бората решил убить уже постаревшего Урызмага, пригласив его на свой пир. Но умная Сатаней перед этим вручила мужу платок, велев при наступлении опасности бросить его на пол. Когда Бората, наконец, решил совершить задуманную подлость, Урызмаг бросил платок, и на помощь к нему явился Батрадз, дух грозы.
Шатана считалась очень мужественной героиней эпоса, на это указывает то, что она надевала мужские доспехи и сражалась как воин. Ничто не ускользало от её зоркого глаза, когда она сидела на семиярусной башне. При этом она была способна изменять погоду, общаться с птицами, менять облик. К тому же, в осетинском эпосе нет даже и слова о смерти героини, следовательно, она бессмертна.

Ребята, всем советую почитать мифы и легенды, тем более в наши дни не проблема найти их – они есть и в Интернете, и в библиотеках. В школе мы проходим мифы Древней Греции, а вот что насчёт мифов народов Кавказа?

 

 

Наталья Ханбабаева,
наш юнкор

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку