В древности те, кому приходилось делать заметки,
 пользовались стерженьками из свинца или его
 сплава с оловом. Этот мягкий металл оставлял 
на пергаменте или бумаге еле видный светло-серый след,
 который можно было стереть с помощью мякиша. 
Рисовали и углём, и чёрным глинистым сланцем,
 однако удобство таких письменных приспособлений оставляло желать лучшего.

Однажды в Борроудейле

Как часто бывает, к революции в сфере письменных принадлежностей
 привёл слепой случай. В 1564 году в Борроудейле, городе
 английского графства Камбрия, буря повалила несколько 
 деревьев, и местные жители обратили внимание на необычные
 камни под корнями. Они были чёрными, мягкими и оставляли 
следы на различных поверхностях. Слава камня, который
 назвали «чёрным свинцом», или plumbago 
(лат. «подобный свинцу»), вскоре распространилась 
за пределы графства: пастухи метили им овец,
 художники вставляли кусочки «свинца» в деревянные
 футляры и использовали для рисования и письма.
ук333333333333333.PNGНа протяжении следующих двух с лишним 
веков Борроудейл оставался единственным источником графита
 для карандашей в Европе, поскольку минерал из
 других месторождений был низкокачественным.
 Графит стал стратегическим сырьём, британский
 парламент в 1752 году принял закон, согласно которому
 за воровство этого материала или продажу на чёрном 
рынке полагалось тюремное заключение или ссылка.
 Великобритания сама решала, кому можно продавать
 этот минерал, а кому нельзя. В частности, новорожденную
 Французскую республику островной сосед решил
 оста- вить без карандашей, объявив ей экономическую блокаду.

Изобретательный Конте
 

Понятно, что такая монополия не пришлась французам 
по душе, и один из видных деятелей французской 
революции Лазар Карно попросил изобретателя, 
учёного и офицера Никола Жака Конте найти способ
 не зависеть от импорта это- го дорогого материала. 
Конте решил проблему довольно быстро — он взял 
за основу молотый графит (из других месторождений), 
смешал его с глиной, из полученного состава вылепил 
стержни и обжёг в печи. Полученный материал был 
значительно дешевле, а писал ни- сколько не хуже 
самого лучшего британского натурального графита. 
Более того, варьируя содержание графита в смеси, 
можно было получать различную твёрдость грифелей.
 В 1795 году Конте получил патент на свой процесс,
 и именно таким методом (с незначительными усовершенствованиями)
 карандаши изготавливают и сейчас.

Английским словом lead (свинец) и сегодня называют 
карандашный грифель, а в словаре Даля можно 
увидеть определение графита: «ископаемое, из
 которого делается так называемый свинцовый 
карандаш» (само русское слово «карандаш»
 произошло от тюркских «кара» — чёрный, «даш» — камень)
. То, что «чёрный свинец» представляет собой
 кристаллическую разновидность углерода, шведский химик
 Карл Шееле выяснил только в 1779 году, а через
 десять лет немецкий геолог Абраам Вернер дал 
ему говорящее название графит — от греческого γράφω «пишу».

Подготовила Дженнет Гусейнова, наш юнкор, 7 кл., гимназия № 13, 
г. Махачкала, по материалам журнала «Популярная механика»
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку