Штурмовик ИЛ-2 Юсупа Акаева

В марте 2015 года, А. Магомедов - руководитель музея Боевой славы им. Героя Советского Союза Юсупа Акаева - получил сообщение из Москвы из Союза поисковых отрядов России о том, что на дне Черного моря найден самолёт, который пилотировал лётчик-легенда Ю. Акаев.
Для подрастающего поколения эта дорогая реликвия – память о подвиге соотечественника в героические военные годы.  Молодёжь на примере Героя учится патриотизму, мужеству и верности Отчизне.
Сенсационная находка вызвала широкий резонанс в стране. Операция по подъёму штурмовика требовала больших финансовых затрат. И потому начались переписка, переговоры, встречи для решения финансирования. И, к счастью, нашлись энтузиасты из Самары (кстати, там собирали в годы войны Ил-12), предложившие свои услуги. Руководитель поискового отряда М. Шиперский связался с районным штабом ТОКСа и сообщил о том, что помощь по подъёму штурмовика они окажут безвозмездно. 
Акаев_Юсуп_Абдулабекович.jpg
После кропотливой работы поисковики нашего района в июле текущего года под руководством директора музея Боевой Славы им. Героя Советского Союза Юсупа Акаева, начальника штаба ТОКСа Буйнакского района А. Магомедова выехали для участия в подъёме самолёта со дна моря на Таманский полуостров. 
Поддержку и помощь в поездке делегации в Крым оказали врио главы администрации района  А. Салаутдинов и командир Дагестанского штаба ТОКСа генерал-майор О. Муртузалиев. В составе делегации были руководители токсовских отрядов Н.-Дженгутайской, Эрпелинской, Халимбекаульской СОШ, Н.-Казанищенского лицея и Н.-Казанищенской СОШ № 4. 
Все работы на месте подъёма самолёта велись специалистами морской поисковой экспедиции Министерства обороны России и военно-исторического общества. Штурмовик Ил-2 пролежал на дне моря более 73 лет.   Подняли его с помощью вспомогательного судна КИЛ-158 Минобороны России. Было задействовано также ещё одно специальное судно с подъёмным краном. Благодаря профессионализму аквалангистов вместе с самолётом подняли и другие детали военной техники. Поднятый самолёт направили на предварительный ремонт в Севастополь.  После этого планируется его реставрация на одном из авиационных заводов России. 
Боевые истребители данной модели широко использовались на всех фронтах войны. Не зря во время боёв они считались очень грозными самолётами, а солдаты вермахта называли их «чёрными танками». На таком самолёте ежедневно по несколько вылетов совершал Ю. Акаев. Мы должны сохранить историческую память об этом легендарном штурмовике и отважном лётчике.
На эту реликвию немало претендентов: Крым, который защищал лётчик Ю. Акаев; г. Самара, где собирались самолёты этого типа в годы войны; г. Санкт-Петербург, считающий Ю. Акаева Героем Балтийского флота; город Москва, где есть музей под открытым небом поднятой военной техники времён Великой Отечественной войны. 
И, конечно, претендует на реликвию Дагестан, подаривший Советскому Союзу лётчика-легенду - Героя Советского Союза Юсупа Акаева, вписавшего своим мужеством и отвагой яркую и незабываемую страницу в историю нашей Родины. 
Ставить точку в этой истории пока рано... 

Х. Хайбуллаев,член районного штаба ТОКса, 
Буйнакск-Керчь-Буйнакск

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку