Паласы села Мургук

Наш Дагестан не только страна гор, но и страна талантов. Хочу рассказать о безворсовых паласах, которые ткали из конопляной нити женщины села Мургук.
В современных домах пол устлан коврами, а раньше, когда ковров было очень мало или они были только у богатых, люди свой пол устилали самоткаными паласами. Соткать такой палас ручной работы было нелёгким делом. 
Весной, когда сельчане засевали свои огороды кукурузой, фасолью, вырастала и конопля (ненаркотический сорт). А осенью, во время сбора урожая, эти конопляные стебли собирали отдельно и складывали на солнце. Их отбивали вручную, отделяли семена, которые чистили, сушили, смешивая с орехами, использовали для сладкой халвы на Уразу Байрам, делали разные вкусняшки для детей.  
После очистки от семян женщины на своих спинах относили конопляные стебли на озеро и держали в воде. Чтобы растения не всплывали, на них клали тяжёлые  камни. Через определённое время их вытаскивали, сушили и привозили домой, где с них снимали верхний слой. Стебли были хрупкими, кожура с них снималась легко. Она была грубоватой, её били специальными деревянными битами, похожими на деревянные молотки. Обычно эту работу выполняли девочки-подростки. Во время этого занятия девочки пели обрядовые песни, одна запевала, остальные хором подхватывали и произносили слова, воодушевлявшие всех к работе: «Гьай-гьай!», которые повторялись после каждого куплета. 
Работа спорилась, кожура становилась мягче и белее. Затем полученную пряжу сучили   веретеном, нити наматывали на руки, получался своего рода моток (по-даргински он назывался «гелап»). Затем эти мотки отвозили в Дербент на окраску. В ту пору машин было совсем мало. До станции Каякент, а это не близкий путь, женщины шли пешком. Там они садились на машины или на поезд. Дорога до Дербента занимала два, а то и три дня. 
После покраски и сушки из мотков делали клубочки, уже готовые для создания полотна. Ткали обычно под навесом. Ткацкие инструменты были не у всех, их передавали друг другу. Чтобы выткать палас, уходило три-четыре дня. Делали одну разноцветную полоску длиной пять-шесть метров. Затем срезали на два или три равномерных куска. Их сшивали в одно целое. 
О таких паласах в своих произведениях упоминал известный даргинский поэт Омарла Батырай. В одной из своих поэм он рассказывает, как продаёт своего коня богачу Минатла Баганду из села Махарги. Минатла Баганд даёт Батыраю за коня пять рублей деньгами, годовалого бычка и два шерстяных паласа, чему Батырай был очень рад. А радость его заключалась в том, что если придёт холодная зима, он сможет укрыть своих детей этими паласами. 
В нашем селе тоже в холодные зимние ночи детей укрывали новыми шерстяными паласами. В то время нашим бабушкам  нужны были такие покрывала, хотя процесс их производства был очень трудоёмким. Когда девушки выходили замуж, паласы служили им приданым. 

Диана Багомедова, 8 «б» кл., 
СОШ № 2, г. Избербаш


Версия для печати

Комментарии

мусаев муса магомедсаидович:
10 Июня 2016 16:55:51
прекрасная статья о паласах моего родного села
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку

Новый выпуск

№1 15.01.2020 (15 Января 2020)

Конкурсы

Опрос

Сталкивались ли вы с буллингом ( издевательством, травлей) в школе?