Голоса белых журавлей

6 сентября в галерее Дома поэзии открылась выставка актуального искусства «Голоса белых журавлей», в которую вошли работы молодых художников из Махачкалы, Каспийска, Владикавказа, Грозного, Цхинвала, Краснодара и Москвы. Этим проектом открылись традиционные для Дагестана Дни белых журавлей.

Одиннадцать авторов создали свои живописные, графические и аудио-визуальные произведения, подтвердив, что для нового поколения образ белых журавлей по-прежнему важен, всё так же тревожит художников и заставляет их творить, используя язык актуального искусства.
Удивительными были облака – не те, что на небе, а те, что когда-то на холсте нарисовала масляными красками Карина Batso. Никогда не подумала бы, что облака могут быть такими тяжёлыми, они манят своей красотой, но в то же время и пугают, будто являясь предзнаменованием чего-то очень плохого, они принесут боль, горечь и печаль… В своей работе «Небо» художница изобразила бескрайний небосвод с парящими в нём птицами, где ведут борьбу белые облака и тёмные тучи. 
Война - это реки крови, страдания, тысячи отправленных писем, не нашедших адресата и потерявших отправителя. Об этом рассказывает видео московской художницы Халимы Саидудиновой. На белой бумаге кроваво-красным цветом написано слово «МИР», затем сверху автор накладывает в несколько раз сложенный кусок марли. Так, слой за слоем, краска пропитывает материал, и мы понимаем, что это проступает кровь тех, кто отдал свою жизнь за этот мир.
Не рассчитывала я в тот день увидеть детей – свидетелей кровавых событий. Серия работ Джерассы Гаглоевой (г. Цхинвал) «Музы мира» не может оставить равнодушным даже самого толстокожего зрителя. Карандашом автор изобразила детей разных народов. Всего их было четверо, и у индианки я увидела страх в глазах, будто она только что познала горечь утрат, у остальных же взгляд был пустым, словно война уже сделала своё дело и отобрала у них всё.
Следующей остановкой стала небольшая будка - аудио-инсталляция  «Вагон № …» Мусы Гайворонского из г. Каспийска. Из неё доносились звуки поезда. На бумажке рядом было написано: «Автор категорически рекомендует заходить в "вагон" и закрывать дверь». Я потянулась к ручке и открыла, это был обычный магнитофон, но там, внутри, за закрытой дверью, я вспомнила книгу Джоджо Мойес «Девушка, которую ты покинул». Действие её разворачивалось во время Второй Мировой, героиню романа Софию Лэфевр забирали в концлагерь, и она вместе со всеми заключёнными ехала в поезде, в темноте, истощённая голодом и страхом. На миг я перенеслась в те страшные 40-е… 
Меня также впечатлил портрет Расула Гамзатова. Автор, орудуя обычной гелевой ручкой, смог добиться сходства. В этой работе не запечатлены детали, в ней нет ярких цветов, но в этом и её прелесть. Нарисовать человека так, чтобы его узнавали, при этом не прорисовывая тщательно глаза, нос, губы, - трудно, это и делает честь такому «простому» рисунку.
Завершает экспозицию инсталляция «Журавли» Артура Голякова из Краснодара. Несколько сотен белых бумажных журавлей расположились на полу галереи и полностью оправдали задумку художника: посетители выставки, аккуратно лавировавшие между маленькими белыми фигурками, вскоре забыли о том символе, что окружает их на каждом шагу, и стали безжалостно топтать бумажных птиц. К созданию этой работы Артура подтолкнул один из памятников, испорченный стараниями чиновников, пожелавших «привести его в порядок» к памятной дате. Автор напоминает нам, что память и уважение не терпят пафоса, а проявляются во внимании к мелочам, окружающим нас, в простом человеческом отношении друг к другу…


Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку