Согласно преданиям, когда жизнь маленького Али уже висела на волоске,
 в небе над аулом появился белый орёл, о котором все знали, 
но которого никто никогда не видел. Орёл долго кружил над селением,
 потом вдруг кинулся вниз и тотчас же взмыл обратно в небо, 
унося в когтях змею, пойманную им рядом с домом родителей Али.
 Это было расценено знающими людьми как знак свыше, дающий надежду на выздоровление младенца.
 Но вот имя ему нужно было дать другое – ведь только тогда злые духи, 
пришедшие за душой ребёнка, будут обмануты.
 Новое имя, кстати, необычное и редкое для тех мест, было найдено,
 и сын кузнеца отныне стал Шамилём. Так или иначе, но с того дня мальчик, 
как будто в благодарность за счастливое избавление от верной гибели,
 начал расти, крепнуть и очень скоро обогнал своих сверстников по всем статьям. 
Он страстно любил гимнастику, был необыкновенно силён и отважен. 
Никто не мог догнать его на бегу. В характере Шамиля и в его отношении к
 окружающим очень рано стали проявляться черты непререкаемого лидера. 
Чем бы он ни увлёкся, в какое бы занятие, пусть и самое детское и невинное,
 ни погрузился – всё делалось им так, как будто от достижения успеха зависела его жизнь. 
Он удивлял взрослых необычайной меткостью в стрельбе и
 великолепным владением холодным оружием, фехтованием.
 Однако он чтил Коран, и священная книга всех мусульман была при нём всегда. 
Так и ходил юный Шамиль: с кинжалом в одной руке и с Кораном – в другой. 
И всё же главной чертой Шамиля была жажда знаний и стремление к духовному совершенству.
 Ещё во время учёбы в медресе, где Шамиль быстро постиг все науки, 
в один прекрасный день учитель позвал его отца к себе и велел ему забрать сына из школы,
 объяснив это тем, что учиться тому больше нечему, ибо теперь он сам может учить... 
С тех пор верными и единственными спутниками жизни Шамиля стали книги.
 Ну а пока Шамиль вместе со своим сверстником и единомышленником Магомедом, 
которому в скором будущем было суждено стать первым имамом Дагестана,
 а ещё со столь любимыми ими обоими книгами, решил отправиться в поисках знаний по родной земле.
 За годы странствий и Шамиль, и Магомед получили всестороннее образование, 
изучили арабский язык, в совершенстве узнали Коран.
 Своими учениками их называли лучшие умы того времени.
 Храбрость, воля, организаторский талант и красноречие обеспечили Шамилю популярность среди горцев. 
После смерти местного лидера Гамзатбека Шамиль в 1834 г. был провозглашён имамом 
(духовный и светский вождь), он сумел сплотить горские народы и
 на протяжении целых 25 лет направлял их внутреннее ощущение свободы на
 сопротивление царским войскам, которое было названо освободительной войной.
 Европейцы следили за войной на Кавказе и удивлялись, как это царская Россия,
 сильная держава, которая разгромила самого Наполеона, 
не может справиться с таким маленьким количеством горцев. 
Они знали, что против имама Шамиля русский царь бросил вдвое больше войск,
 чем против французского императора. 
Сами русские генералы, воевавшие против Шамиля, называли его гением войны.
 25 августа 1859 г. уже не представлявшего особой опасности имама настигли в ауле Гуниб,
 а на следующий день он сдался в почётный плен. Шамиль жил на царском обеспечении с семьёй в Калуге.
 На склоне лет был отпущен в хадж и умер в марте 1871 г. в Медине (ныне в Саудовской Аравии).
Подготовила Дженнет Гусейнова, наш юнкор, 7 кл., гимназия № 13,
 г. Махачкала, по материалам сайта vokrugsveta.ru
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку