Песня, рождённая в сердце

Веками народ старался облекать свою повседневную деятельность в художественную форму. Работа на поле, рождение ребёнка, свадьба, смерть -  любое дело, каждое важное событие сопровождалось исполнением разнообразных ритуалов. Звучали песни, плачи, поговорки, славословия, выполнялись определённые действия.  Словесное сопровождение жизни в дальнейшем стало основой фольклора народа, а действия, ритуалы, практические навыки, передаваясь из поколения в поколение, стали традициями. В Дагестане множество народов, и поэтому Здесь живут очень пёстрые, мозаичные традиции, создававшиеся веками. 

Появление в доме малыша всегда радость для родителей. Несмотря на бедность, в каждой семье старались провести все традиционные мероприятия, связанные с рождением ребёнка и принятые в данной местности. Проводился обряд укладывания младенца в люльку. Назначали официальную дату для такого важного события. Хозяева готовили традиционные блюда, приглашали гостей и угощали их.
В Хубаре, как и во многих сёлах Салатавии, проводили мавлид в честь наречения ребёнка. Собирались все родственники, аксакалы, имам села был обязательным гостем. У него была самая почётная миссия: дать имя ребёнку. Имена старались выбирать мусульманские или называли в честь усопших родственников: деда, бабушки, их брата или сестры.
Для новорожденного заранее готовилось приданое. Обязательным элементом была люлька. Особенно ценились люльки, изготовленные в Чиркее. За детьми обычно присматривали бабушки, и люлька облегчала им работу. Они качали люльку и пели колыбельные песни.
В колыбельной поэзии выявляется эталон женской и мужской красоты, идеал девушки-горянки и юноши-джигита, который заключается в служении родному краю, защите родины от врагов, мужестве, храбрости, честности и строгом соблюдении законов чести и горского намуса для мужчины и трудолюбия, скромности, вежливости, нежности, доброты и умении рукодельничать для женщины. Изменения в содержании колыбельных песен связаны с изменениями в жизни народа.
«Люди бывaют плохие и хорошие, дaже и песни бывaют лучше и хуже. Но всегдa прекрaснa мaть и песня мaтери. Если бы не было колыбельных песен, может быть, не было бы нa свете и других песен. Бесцветной былa бы жизнь людей, совершилось бы меньше подвигов, было бы в жизни меньше поэзии. Мaтери - сaмые первые поэты. Они зaроняют зёрнышки в души своих сыновей и дочерей, a потом уж из этих зёрнышек вырaстaют и рaсцветaют цветы. В сaмые трудные, тягостные, стрaшные чaсы своей жизни вспоминaют потом мужчины колыбельные песни», - так сказал о колыбельной песне великий Расул. И вряд ли кто-нибудь скажет лучше.
Каждая мама в мире поёт колыбельную для своего ребёнка, воспевает своё чадо, и поэтому они понимают друг друга, даже когда малыш ещё не умеет разговаривать.


Номинация «Есть такая традиция»


Манарша Абдулмажитова, Хубарская СОШ,
Казбековский р-н


Версия для печати

Комментарии

салимат:
29 Сентября 2014 15:04:05
интересный материал. у девочки уже чувствуется рука мастера, будущего журналиста или исследователя.
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку

Новый выпуск

№36 03.09.2019 (3 Сентября 2019)

Конкурсы

Опрос

Сдаёте ли Вы лампочки и батарейки в пункты приёма ?
  • Да, конечно

    6 (18%)
  • Хотел бы , но не знаю адреса пунктов приёма.

    25 (76%)
  • Нет, а зачем?

    2 (6%)