Страна языков

Цахуры — один из малочисленных народов Дагестана, живут в верховьях реки Самур и имеют многовековую историю. Сами они имену- ют себя «йахъбы» или «йихъбы». Территория, заселённая ими на западе труднодоступного и высокогорного Рутульского района Дагестана, называется Горный Магал. Исторически цахурский язык входит в лез- гинскую группу дагестанских языков. А этно- ним «цахуры» (цахи) происходит от наименова- ния аула Цахур. История цахуров уходит своими корня- ми в глубокую древность — во времена Кавказской Албании. Цахуры были одним из 26 племён этого античного государства. Сто- ит отметить тот факт, что Цахуру свыше 2900 лет. Откуда мне знать? Есть подтверждающие документы и рассказы путников, живших ещё до нашей эры. Вы только представьте себе... Тогда ведь даже Римской империи не суще- ствовало! Некоторые источники в Интернете утверждают, что раньше в Цахуре насчитыва- лось около 12000 дворов. Данные размыты, но предположительно это было в XIII веке. Конеч- но, сейчас совсем другая картина, и людей там даже сотни не будет. А почему? Лавины, зем- летрясения, селевые потоки... прочие капризы природы. Цахур издревле считается значимым местом в Дагестане. Первое медресе (мусульманская школа, университет) открылось именно здесь. Но не только ис- лам оставил след в жизни на- рода. В древности цахуры поклонялись огню. Многие культовые древние по- стройки на территории, где проживают цахуры, связаны напрямую с зороастризмом: до сих пор в некоторых селе- ниях можно увидеть руины храма хозяина земли Спента Армайти, храма божества Аша Вахушта, управляюще- го огнём, храма бога неба Ншара Ваирйя. Народ, ис- поведующий зороастризм, верил, что существует один главный бог и шесть богов- светочей, которые подчиня- ются ему. Все вместе они правят миром. Хри- стианство цахуры приняли в 313 году. А затем, по легенде, примерно в X веке трое арабских проповедников обратили цахуров в веру про- рока Мухаммада. XII век можно назвать золотым веком ца- хуров, подаривших миру видного мыслителя, мудреца, гуманиста, великого поэта Низами Гянджеви (Ганджав — название его рода), ав- тора «Пятерицы» («Хамсе»), состоящей из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ши- рин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искендер-наме». Низами родом из цахурско- го села Кум (на родном языке — Къум), где ему установлен памятник. Его поэзия, полу- чив общечеловеческое признание, отличается глубиной мысли, богатством языка, высокими художественными достоинствами. Она оказала огромное влияние на литературу Ближнего и Среднего Востока. Название селения Цахур переводится с ца- хурского языка как «горящее селение»: его не- однократно сжигали дотла пришлые завоевате- ли. Вплоть до середины ХIХ века через земли цахуров поочерёдно проходили арабы, грузи- ны, монголы, турки, персы, вновь турки, пока здесь окончательно не утвердилась власть Рос- сийской империи: цахуры во главе с султаном Даниялбеком Елисуйским (Елисуй — река и селение в Азер- байджане, одна из резиденций султана) приняли российское подданство. Султану были по- жалованы княжеский титул и звание генерал-майора. Легенда гласит, что Цахур был сожжён дважды. После того как он будет сожжён в тре- тий раз, он восстанет из пепла и вновь засияет во всём своём утерянном когда-то великолепии — так писали учёные про- шлых веков.


 Подготовила Лейла Алиева, Мургукская СОШ, Сергокалинский р-н
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку