Как известно, мы пользуемся григорианским календарём, названным так в честь папы римского Григория XIII, который утвердил его в 1582 году. Наш календарь солнечный, то есть годом считается полный оборот Земли вокруг нашего светила. Вместе с тем во многих восточных странах, где исповедуется ислам, например, в Алжире, Пакистане, Марокко, Индонезии, и поныне в ходу старые лунные календари, никак не «привязанные» к солнечному годовому циклу. Правда, подписывая международные документы или принимая иностранных туристов, эти страны тоже пользуются григорианским летосчислением, однако религиозные вековые традиции очень сильны. Луна — изменчивое «светило». Случается, она предстаёт перед людьми в виде полного сияющего круга, но вскоре на её краю появляется «щербинка», которая день ото дня растёт. В конце концов, Луна превращается в узкий серп, который затем вообще исчезает с небосвода. А когда серп, называемый также месяцем, появляется на небе вновь, концы его обращены уже в противоположную сторону. С каждым днём месяц полнеет, становится половинкой Луны и, наконец, вновь обращается в полный круг. Такой цикл называется лунным месяцем. В лунных месяцах чередуются то 29, то 30 дней. Всего месяцев 12, и получается, что лунный календарь на 11 дней короче солнечного. Логично было бы время от времени прибавлять к нему лишний месяц, чтобы уравнять с солнечным календарём, как это делали первые «изобретатели» лунного календаря — древний народ шумеров, но мусульманам это строго-настрого запрещает Коран. Поэтому мусульманский лунный год совершенно не совпадает с солнечным годом, и разница между ними всё больше возрастает. В отличие от европейского григорианского календаря, где июль, например, сугубо летний месяц, а февраль — зимний, в мусульманских календарях нет разделения на летние, осенние, зимние и весенние месяцы. Да это и ни к чему: раз год короче солнечного, то и начало лунного года постоянно перемещается. Так что первый месяц – мухаррам — в разные годы может выпасть и на лето, и на осень, и на зиму, и на весну. А вместе с ним передвигаются по временам года и все остальные мусульманские месяцы. Но в жарком климате времена года отличаются друг от друга не очень разительно. Само собой разумеется, что и эра, то есть счёт годов, у мусульман совсем не та, что у нас. Называется мусульманская эра лунной хиджрой и начинается с осени 622 года (по нашему, григорианскому календарю), когда пророк Мухаммед переселился вместе с первыми мусульманами из Мекки в Медину. Для мусульманского мира это событие было настолько знаменательным, что и стало отправной точкой лунного календаря. Само арабское слово «хиджра» и переводится как «переселение». Для того чтобы переносить даты мусульманского лунного календаря на григорианский и наоборот, существуют специальные формулы. По ним не столь уж трудно подсчитать: когда мы с вами жили, например, в 2000 году, у мусульман шёл 1421 год лунной хиджры… Однако и этим все сложности мусульманских календарей не исчерпываются. В некоторых странах одновременно с лунной хиджрой идёт отсчёт и… солнечной хиджры. Нельзя всё-таки совсем уж не обращать внимания на Солнце! Понятно, что дней в году солнечной хиджры больше, чем в лунной. Поэтому разница между двумя этими эрами всё больше увеличивается. Начальная точка солнечной хиджры — тот же 622 год, однако не осень, а весеннее равноденствие. Короче говоря, очень непросто разобраться во всех хитросплетениях мусульманских систем летосчислений. Но историкам и востоковедам приходится это делать, причём в странах Востока применяется, кроме всех упомянутых, немало и других разновидностей календарей, совсем не похожих на наш, такой привычный и простой. 


Подготовил Рамазан Абдулхамидов, 9 кл., СОШ № 2,
 г. Кизилюрт, посёлок Бавтугай, по материалам журнала «А почему?» 
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку