Первая в Дагестане женщина-златокузнец, лауреат многочисленных выставок и конкурсов, заслуженный художник России, народный художник Грузии и Дагестана, уроженка Кубачи, почти всю жизнь прожившая в Тбилиси, Манаба Магомедова сегодня в рубрике «Детство замечательных людей».

Первая в Дагестане женщина-златокузнец, лауреат многочисленных выставок и конкурсов, заслуженный художник России, народный художник Грузии и Дагестана, уроженка Кубачи, почти всю жизнь прожившая в Тбилиси, Манаба Магомедова сегодня в рубрике «Детство замечательных людей».

Родилась Манаба Магомедова в 1928 году. Отец - Омар Магомедов – зимой уезжал в Тбилиси работать, как поступали тогда многие кубачинцы, а летом возвращался в родной аул. В 30-е годы его раскулачили, и он уехал в Тбилиси навсегда вместе с супругой. Манаба осталась в селе с бабушкой. Их дом после того, как отца раскулачили, был пуст. В памяти Манабы до конца жизни оставалась картинка из детства: она, шестилетняя девочка, сидела рядом с бабушкой, которая при свете масляной лампы пряла из белой шерсти нити. Она хотела научить внучку вязать джурабки. В дом постучали трое здоровых мужчин - «служителей народа» и, не найдя ничего ценного, забрали у них шерсть, лампу с камина и домотканый палас, буквально скинув девочку с него. «Всю ночь мы с бабушкой проплакали в темноте», - вспоминала Манаба. А через месяц бабушка умерла. И девочку забрал в Тбилиси дядя.
К тому времени отца Манабы уже не было в живых. Он умер от болезни в 34-м году. В память о нём у дочери осталась серебряная табакерка – его собственное творение. Более дорогой вещи для Манабы не было. Мама говорила, что эту свою работу он считал посредственной. Однако выполнена она была в очень сложной технике, которую у кубачинцев называют «Гумса накиш». Это когда прорезается фон и заливается чернью, а выпуклым остаётся тончайший и сложнейший узор. «Если это посредственная работа, то какой же должна быть сильная?» - думала девочка.
Самой Манабе было 10 лет, когда она впервые взяла в руки резец. Первым её учителем стал Абдулжалил Ибрагимов, близкий друг отца, отличный мастер-златокузнец. Как-то раз он приехал в Тбилиси и взял девочку с собой в музей искусств. Мастер нёс туда альбом с образцами орнаментов, которыми Манаба очень заинтересовалась. Увидев интерес девочки, мастер дал ей задание к следующему его приезду вырезать такие узоры из бумаги. Вернувшись через какое-то время в Тбилиси, он был удивлён вырезками девочки, сказал, что ей пора уже работать штихелем, и оставил медное блюдо с расчерченным орнаментом. Это была её первая работа по металлу.
В 1944 году Манаба отправилась в Кубачи учиться у мастеров созданной к тому времени ювелирной артели. У девушки не было специального пропуска, нужного в военное время, и в поезде она забралась на верхнюю полку, где пролежала всю дорогу, боясь шелохнуться, чтобы её не заметили. В то время в артели работало три десятка мужчин и ни одной женщины. Известнейший мастер Гаджи Кишев, рядом с которым она несколько месяцев училась мастерству, с которым часто советовалась, как-то раз сказал девушке: «Я вижу, что тебе нравится то, что ты делаешь. Но если бы твой отец был жив, что бы он подумал, что бы он сказал, видя, что ты сидишь здесь среди мужчин?». Манаба в ответ лишь кивнула, она понимала мастера, так же как и маму, которая говорила, что это не женское занятие, но остановить её было невозможно.
Позже судьба свела её с известным в Грузии искусствоведом Рене Шмерлинг. Увидев первые попытки Манабы работать с металлом, она настояла, чтоб девушка продолжила дело отца. Манаба в то время была студенткой второго курса медучилища. Под влиянием Р. Шмерлинг девушка бросила учёбу и поступила в Тбилисскую академию художеств - эти годы Манаба называла самыми счастливыми в жизни. Там она по окончании учёбы осталась работать, там познакомилась с замечательными художниками, тогда в Тбилисской Академии художеств работали величайшие люди.
Манаба Магомедова всю жизнь была в работе, могла трудиться по 16 часов в сутки, она овладела всеми 28-ю способами художественной техники обработки металла. Произведения её хранятся в музеях и частных коллекциях в России, Грузии, Германии и других странах.

 

 

Подготовил Рашид Султанов по материалам сайтов www.elery.narod.ru, www.prodji.ru, www.gazeta-nv.info,
программы «Монолог»
с Манабой Магомедовой

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку