Наследники (газета в газете)

Неизгладимое впечатление

Мамаев курган – возвышенность на правом берегу Волги в Центральном районе Волгограда, где во время Сталинградской битвы проходили ожесточённые бои с сентября 1942 года по январь 1943 года.
В этом году на 9 мая мы с учителями и ребятами из нашей школы решили поехать в Волгоград, чтобы побывать на Мамаевом кургане. Ещё издали мы увидели монумент «Родина-мать», все были поражены её высотой и красотой. Нам всем не терпелось разглядеть статую поближе.
И вот мы на Мамаевом кургане. Это грандиозный памятник героям-защитникам Сталинграда. Меня поразили величие и мощь этого памятника, символизирующего мужество и отвагу нашего народа. Здесь, среди мемориальных памятных плит Героям Советского Союза, мы нашли плиту нашего земляка, отважного пулемётчика Ханпаши Нурадилова. Чуть дальше расположились шесть скульптурных композиций, посвящённых подвигам сталинградцев.  
Площадь «Стоять насмерть» символизирует самые трудные этапы Сталинградской битвы. Из самой великой русской реки словно поднимается воин-богатырь и, презирая смерть, встаёт на защиту Родины. Мы побывали в зале Воинской славы, прочитали имена всех, кто участвовал в исторической битве.
Эта поездка оказала на нас неизгладимое впечатление и пробудила чувство патриотизма и гордость за свой народ и страну.

Асият Чамкурова, 9 кл.


Ура! Мы увидели Волгоград!

Поездка в город-герой Сталинград запомнилась нам на всю жизнь.
Это было так здорово! Мы все вместе осматривали памятники, фотографировались. Нам очень повезло, что мы приехали рано утром. Ведь было Девятое мая! Уже в семь утра на Мамаевом кургане собралось очень много людей.
Мы успели посмотреть все памятники мемориального комплекса. Возложили цветы на памятную плиту нашего земляка, Героя Советского Союза Ханпаши Нурадиловича Нурадилова.
Увидели, как возлагали цветы к Вечному огню ветераны войны. Как же мало их осталось! Ведь прошло уже 70 лет.
Моя бабушка была так рада за нас! Она осталась дома, но, когда я вернулись из поездки, она сказала, что почувствовала, будто сама побывала в Сталинграде, на Мамаевом кургане.

Мариям Гайсунова, 5 кл.


Передовик производства

Моя бабушка, Асият Магомедалиева, родилась в 1936 году. Она много лет проработала агрономом в колхозе. Её фотография всегда висела на районной доске почёта, также бабушку награждали грамотами и ценными призами за хороший труд. 
В 1976 году её как передовика производства отправили на ВДНХ в Москву. Бабушка взяла мою маму с собой. Вместе они гуляли по Москве, ходили в музеи. На следующий день они снова вышли на прогулку и отправились на Красную площадь, где мама потерялась. Но, к счастью, рядом оказался милиционер, который помог маме найти бабушку, за что она была очень благодарна.
Асият Магомедалиева была интересным и весёлым человеком, любила путешествовать, посещать красивые места. Даже когда у неё начались проблемы со здоровьем, она не сидела дома, всё время старалась общаться с родными, ходить в гости.
В своей жизни бабушка многое повидала: осталась сиротой в 5 лет – отец погиб на фронте – и рано ушла из жизни мать, но это не сломило её духа. Она прожила недолгую, но яркую и счастливую жизнь.

Асият Чамкурова, 9 кл.


Трудное детство

Я хочу рассказать о моей двоюродной бабушке, Аматуле Магомедовне Кадайбагандовой, которую я очень люблю слушать. Она так увлекательно рассказывает о своей молодости, о том времени, на которое пришлось её детство и юность, как тогда было нелегко, но и весело. Это было прекрасное время: «Мы с родителями жили в Семгамахи, но когда мне исполнилось четыре года, папу забрали в армию. Перед уходом он попросил, чтобы за мной хорошо присматривали. Отец не вернулся с фронта, и мне не довелось ещё раз его повидать.
В селе был колхоз, в котором работали все, включая детей. Работа была достаточно тяжёлой: чистили пшеницу, кукурузу, вспахивали картошку, пололи траву, ходили пешком собирать сено. Это было трудно, но вместе с тем и здорово, ведь работали мы дружно, поддерживали друг друга и помогали. Тогда мне было примерно десять лет.  
Вода представляла собой проблему, мы сами сооружали для неё каналы. Строили дороги. Печку топили стебельками от пшеницы, но делали это не всегда. Когда в доме становилось немного теплее, печку выключали. Чтобы уложить малыша – младшего брата – люльку наклоняли к печке, чтоб она хорошо прогрелась, на пелёнки клали тёплые крышки. Только после этого детки согревались и засыпали.
Моя подруга Айшат часто ходила со мной за водой, потому что по пути обратно она заходила к нам в гости, и моя мама нас кормила. Тогда было трудно с едой, и не у всех её хватало.
Хоть мы и жили небогато, когда я выходила замуж, мама дала мне хорошее приданое. Благодаря ей я ни в чём не нуждалась.
Сейчас мне уже 80 лет, с мужем мы прожили 62 года. Я благодарна судьбе за все счастливые и тяжёлые моменты в своей жизни. Познав трудности, мы начинаем больше ценить простые житейские радости».

Джамиля Азардухова, 10 кл.


Воспоминания школьного сторожа

Наша старшая вожатая Салимат Мирзагаджиевна пригласила школьного сторожа на пионерский сбор, на котором Магомед Магомедов, который родился в 1941 году, рассказал нам о своём послевоенном детстве. 
«Было очень тяжело. Учились мы в маленьком классе, где бывало невероятно холодно. Но, несмотря на это, даже после уроков мы не хотели идти домой, так как в школе было интересно. Наши учителя, Ольга Фёдоровна и Ольга Трофимовна, изо всех сил старались донести до нас знания. Мы плохо справлялись с русским языком. Тем не менее, русские учительницы с большим трепетом работали с нами. В классе мне было даже лучше, чем дома, – весело, интересно, мы забывали обо всех трудностях, они оставались за порогом школы.
Дома же в послевоенные годы было худо – нас, пятерых детей, мама растила одна. В поисках продуктов пешком ходила в далёкие районы. Однажды, возвращаясь домой из села Дженгутай, где она обменяла сушёное мясо на сахар и чай, мама попала под проливной дождь и еле добралась домой, после чего долго болела. 
При свете луны мы ходили в лес за хворостом, днём боялись сторожей, которые заставляли платить штраф, а деньги в те годы доставались с большим трудом.
Я всегда вспоминаю моих русских учителей, которые доучили нас до конца, не побоявшись трудностей. Ольга Фёдоровна Какабекова вышла замуж в селе Акуша, вырастила детей, и они также работали в селе».
Наш сторож, Магомед Магомедов, оставшийся сиротой после войны, чтит и уважает прошлое страны, как бы сложно ни было жить в те далёкие времена.

Муслим Магомедов, 8 кл.


В живых осталась только дочь

Я хочу рассказать о своём прадедушке, участнике Великой Отечественной войны. Магомед Сулейманович Гичихаев родился в 1913 году в селе Бургимахи Акушинского района. В 1942 г. его призвали на фронт. По одним данным, прадед погиб 27 декабря 1942 года, а по другим источникам – пропал без вести в ноябре 1944-го.
До войны прадедушка работал бригадиром в колхозе имени Н. К. Крупской. В 1941 году его не призвали на войну, так как нужно было собрать зерно, которое отправляли на фронт. Посеяв озимые культуры, он пошёл воевать. 
Однополчане прадедушки рассказывали: когда они приближались к передовой, некоторые ребята хотели вернуться домой, но Магомед Сулейманович сказал: «Только вперёд! Назад дороги нет!» Об этом бабушке рассказали много лет спустя участники войны – Магомед Кимбаров, Мяхаммад Бяхдухъала, Муса Бавдинхъала. Одноногий Магомед поведал бабушке о том, как они навестили прадеда в госпитале, откуда он, не взяв отпуск, вновь отправился на фронт. Когда эшелон, уходящий на войну, остановился, прадед увидел однополчанина, с которым отправил домой единственное письмо: «Всем всего хорошего. Снова отправляюсь на фронт, чтобы выгнать гитлеровцев обратно в Германию. Чтобы все мучения закончились, и Аллах помог мне вернуться домой». Тогда он не знал, что его матери, жены и сына уже нет в живых, осталась только дочка – моя бабушка.

Магомед Магомедов,
4 кл., с. Акуша



Всё ради победы

сено
Мою прабабушку зовут Джуйрат. Ей 84 года, она многодетная мать, вырастила 11 детей. Детство прабабушки прошло в Акушинском районе. У неё есть две старшие сестры – Аматула и Рукият.
Послевоенная жизнь была очень тяжёлой, потому что простые люди бедствовали. Прабабушке было всего 14 лет, когда началась Великая Отечественная война. Тогда все работали для фронта. Не только детство прабабушки прошло тяжело, но и вся молодость. Несмотря на это, она никогда не теряла чувства юмора, была всегда оптимистичным и жизнерадостным человеком.
Когда я слушаю рассказы прабабушки, мне хочется перенестись в то время, в её молодость. Однажды она рассказала мне такую историю из жизни: «Наша и Ургубамахинская бригады отправились на покос пшеницы в Учабулак. Моя бригада начала немного отставать, и все засуетились. Многие приговаривали: «Что же мы теперь будем делать?» Так для нас было важно не уступить соперникам в работе. Когда все уснули, я решила пойти на хитрость, тихонько прокралась к Ургубамахинской бригаде и спрятала их серпы. Просто переложила их в другое место. Рабочие встали рано утром, чтобы пойти на поле и продолжить работу, но не нашли свои серпы. Они испугались и начали кричать. Мы же тем временем ушли на поле и скосили большой участок пшеницы. А потом наш бригадир сказал, что тот, кто взял серпы соперников, пусть вернёт их».
Так бригада моей прабабушки победила, но ей всё же было стыдно за свой поступок, и потом она никогда так не поступала, а старалась своими силами достигнуть высоких результатов.

Заира Исаева, 10 кл.



В детдоме

Мой дедушка, Магомед Дибирович Кадиев, родился 20 ноября 1940 г. В военное время ему пришлось очень нелегко. Его отец скончался от травмы ноги, мать умерла от аппендицита через месяц после смерти отца. В то время врачи не были достаточно образованными и не знали, как лечить это заболевание. Дедушку с сёстрами отдали на воспитание их бабушке. Но она не могла их содержать, потому что советская власть отняла у неё всё имущество, оставив лишь самое необходимое. Старшую сестру деда она оставила у себя, а младших отдала в детдом в селении Усиша.Там не было кроватей, детей укладывали на одну большую тахту. Некоторые не доживали до утра, умирали от холода, голода и различных болезней. Младенцев мыли под краном даже в холодное время года в ледяной воде. Что интересно, хоть это и было голодное время, иногда детям давали кусочек сливочного масла, чтобы они смазывали им голову, и тщательно следили за этим, но ребята всё равно иногда умудрялись съесть этот кусочек.
гвгшная

В то время дедушка был очень маленьким, старшая сестра заботилась о нём, делилась своей едой. Однажды они даже устроили побег, но на пути была река с сильным течением, они дошли до середины, испугались и вернулись обратно. В таких тяжёлых условиях вырос дедушка. Он хорошо учился, окончил усишинскую школу, затем поступил в Буйнакский кооперативный техникум. После окончания учёбы он приехал в родное село Акуша. Устроился на работу товароведом. Дедушка очень любил играть в футбол и часто приходил на спортивную площадку. Там он увидел мою бабушку, которая жила в доме напротив, и женился на ней.
После женитьбы он поступил в Московский пушно-меховой техникум, получил ещё одно образование. Своими силами дед добился многого в жизни, работал на хороших должностях. Он был добродушным, отзывчивым, гостеприимным человеком, никому ни в чём не отказывал. Люди всегда говорили о нём с почтением. К сожалению, он умер очень рано, мне не довелось его увидеть. Но я всегда буду хранить в памяти рассказы о нём и его судьбе.

Маликат Багандалиева


Три рыбины за пазухой 

Однажды после уроков мы сидели дома. На дворе было холодно и серо, бабушка Абидат начала неспешный рассказ о своей юности, о послевоенной жизни. Ей было всего 14 лет, она вместе со своими двоюродными сёстрами Зубайдат и Сакинат трудилась в колхозе.
«Батагъ – так назывались рыболовецкие совхозы. На рассвете, когда никто не видел, я тянула сети, три рыбины клала за пазуху и после работы, в маленьком домике сторожа, который располагался у берега, жарила рыбу и бежала домой. Рядом находилась столовая, где обедали рабочие. Повар попросил меня приносить ему по два ведра воды, за что он давал мне большую порцию супа с хлебом. Я с радостью согласилась и работала, а что оставалось от еды, отдавала сестре Сакинат. Зубайдат тоже хорошо работала и получала свой паёк.
Однажды мы пошли на кукурузное поле, которое охранял слепой сторож. Он время от времени кричал: «Стреляю! Если попаду – не виноват». И правда, он чуть было в нас не попал. Мы осторожно ушли, собрав немного кукурузы. А какая она была вкусная! До сих пор мне снится вкус этой кукурузы.
Через год мы вернулись домой. С совхоза нас с Зубайдат забрали на строительство канала Октябрьской Революции. Трудились от зари до зари. Работа была тяжёлая: копали, заливали, чистили. А вечером нас ждал скудный ужин, и все ложились спать. На соломе было сыро и холодно, насилу засыпали. Очень сильно болели руки, опухали ноги. Многие не выдерживали ужасных условий, болели, умирали. Если бы отец нас не забрал, то долго б мы не протянули. Он приехал и договорился, что будет работать за нас двоих. Так папа спас нас от тяжёлого труда, а, может, и от смерти.
Три-четыре дня мы пешком добирались до дома. Здесь тоже было трудно, но не так, ведь это был родной дом».
Утомившись после долгого рассказа, бабушка сказала, что в следующий раз поведает нам о том, как она ходила в лес за дровами.
Наша бабушка Абидат уже старенькая, но она очень добрая, мы её любим и стараемся во всём ей помогать.

Патимат Гайазиева, 8 кл.


Война закончилась, жизнь продолжается

луноликая
Моя любимая бабушка, луноликая Аминат Зайнудиновна Алиева - человек исключительной  судьбы. Она никогда не видела своего отца, он ушёл на войну до её рождения. 
Бабушка появилась на свет в селении Чанкурбе Буйнакского района в январе 1942 года. Она была третьим ребёнком в семье. Трудно было матери Аминат одной поднимать детей, днём она работала в колхозе, а ночью шила для односельчан одежду. Но самое страшное для моей бабушки и её двух братьев было впереди. Когда девочке было семь лет, несчастный случай на дороге оборвал жизнь её матери и сделал сиротами троих детей.
Маленькую Аминат определили в интернат. Она училась очень хорошо, прилежно. Учительница русского языка советовала ей поступать в институт. После окончания интерната, в семнадцатилетнем возрасте, девушка одна поехала в Махачкалу, нашла институт, тогда он именовался как Женский педагогический, сдала экзамены и поступила. Училась она на «отлично». 
Студенткой бабушка встретила свою любовь. Так она оказалась в селе Акуша, где и по сей день работает учительницей русского языка и литературы. В этом году будет 50 лет, как моя бабушка начала свою трудовую деятельность в Акушинской СОШ № 2. Всегда приветливая, отзывчивая, она пользуется любовью и уважением своих сельчан, ведь половина из них - её ученики, которые благодаря такой наставнице многого добились в жизни.
Я восхищаюсь своей бабушкой, её целеустремлённостью, трудолюбием, честностью, добротой. Всегда стараюсь быть похожим на неё. Желаю ей крепкого здоровья и счастья.  

Как брали «языка»

Я преклоняюсь перед людьми того нелёгкого времени. 
Часто захожу в гости к моей односельчанке Салимат Мирзагаджиевне, соседке моей бабушки. Может быть, потому, что она рассказывает множество историй о войне, услышанных ей из уст отца, участника ВОВ Мирзагаджи Магомедова. Одна из таких историй мне особенно запомнилась. 
«Мне дали задание достать «языка». Немного не доходя до намеченной цели, я разделил свою группу на шесть человек захвата и пять человек прикрытия. Мы, шестеро, так скрытно и тихо подползли к пулемётному гнезду, что могли, казалось, снять маски с дежуривших там пулемётчиков. Метнули гранаты. Когда дым от взрыва рассеялся, спрыгнули в укрытие. Нащупав в темноте тело раненого фашиста, я стал поднимать его, как тут в углу зашевелились другие вражеские солдаты, один из них бросился на меня сзади. Откуда-то появился на моё счастье Моряк, он успел выстрелить в него, а потом дал очередь по остальным. С большим трудом мы потащили «языка» с собой. Фашист кусался, бил головой и сопротивлялся, как мог. Тогда я, угрожая финкой, повёл фашиста к спуску. Там мы попали под обстрел, я остался один. А раненый пленный висел  на моих руках страшной тяжестью. Наша передовая была уже недалеко, я стал звать на помощь. Наша группа прикрытия отозвалась. Но Моряк, уже добравшись до наших, спешил обратно с плащ-палаткой до прибытия помощи. Когда же мы захотели положить фашиста на плащ-палатку, он встал и пошёл сам. У речки решили передохнуть, дали пленному напиться. Собрались и остальные бойцы нашей группы. Мы вернулись с ценной добычей: наш «язык» оказался начальником связи вражеского соединения. Его перевязали и отправили в штаб».

Али Гайсунов, 9 кл.


П.С. Магомедов Мирзагаджи Гасанович родился в 1919 году в с. Семга Акушинского района. До начала войны был призван в ряды советской армии, служил на Дальнем Востоке, откуда был переброшен на Украинский фронт. Рядовой второй миномётной роты 1142-го полка 340-й Сумской стрелковой дивизии 38-й армии М. Г. Магомедов участвовал в сражениях Курской битвы, в боях за освобождение Польши, на реках Висла, Одер и Нейси. В 1943 году был отмечен медалью «За  отвагу» в сражениях Висла-Одер и многими другими наградами. В 1945 году из рук Калинина получил орден Ленина. Один из первых участников Парада Победы, состоявшегося 22 июня 1945 года на Красной площади.
мирзамагомед с однополчанами
После окончания войны вернулся в родной колхоз,  где работал бригадиром. Воспитал восьмерых детей. Умер в 1977 году.

На фото: Мирзагаджи Магомедов с однополчанами
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку