Вот и теперь дедушка Абдурахман подозвал к себе только что возвратившегося из школы внука и спросил: – Ну-ка, скажи мне, сколько тебе лет? – Девять, – даже не задумываясь, ответил Мурад. – Это хорошо, ты уже взрослый мальчик. Я решил преподать тебе один свой урок. Согласен? – Какой урок, деда? Уроки дают учителя. – Ну и что? Я хоть и не учитель, а могу. – Ладно. – Ну, тогда идём со мной… Они спустились во двор. Дедушка Абдурахман принёс из чулана лопату и свёрток, из которого торчал прутик. Отдал их внуку, вышел на улицу, как обычно, заложил руки за спину и медленными шагами направился за околицу. Удивлённый непонятной затеей дедушки Мурад послушно последовал за ним. Была ранняя весна. Природа вокруг только- только пробуждалась: трава в оврагах пробивалась иголками, почки на деревьях начинали на- бухать, а в воздухе пахло дождевой сыростью. Скоро дедушка и внук добрались до склона горы. Старик порядком устал и присел на бугорок под старой грушей. Мурад стоя озирался вокруг, равнодушный ко всему. Место это было хорошо знакомое, но пустынное, виднелись редкие кусты рододендрона да одно-единственное дерево – старая груша. Могучими ветвями оно безмолвно уставилось в синее небо. – И как тебе это дерево? – утирая папахой вспотевший лоб, подал голос Абдурахман. – Груша как груша. У нас в лесу их полным- полно. – Э, нет, внучек, это моё дерево. Как ты дума- ешь, сколько ему лет будет? – Дед, откуда мне знать? – А я знаю… Я его посадил, когда мне было столько же, сколько теперь тебе. Выходит, ему уже перевалило за восемьдесят. Помню этот пустынный склон горы. Жалко мне стало: ведь ни одного деревца не было, будто Всевышний про- клял. А сейчас погляди, как вымахала моя груша. Старик протянул свою костлявую руку и провёл ладонью по шершавой коре дерева. – А я не знал, – задумчиво произнёс Мурад. – Каждый год осенью мы набирали полные шапки этих груш. Они такие сочные, сладкие и созревают раньше других. – Это хорошо, дерево приносит пользу чело- веку. Настало и твоё время, чтобы оставить что- либо хорошее на этой земле. С этими словами дедушка развернул свёрток, и Мурад увидел, что в нём был не прутик, а саженец. Затем дедушка показал ему место, где следовало копать… Вскоре рядом со старой грушей появилось тон- кое ореховое деревце. – Теперь она не одна, есть с кем во время ве- терка поговорить, – будто самому себе сказал Абдурахман. – Дед, разве деревья могут разговаривать? – Конечно, всё живое на земле умеет разговаривать, только человеку не дано понять. Когда они возвращались домой, Мурад вдруг остановился. – Дед, а ты не сдержал своё слово. – Какое ещё слово? О чём это ты? – Обещал ведь один урок мне преподать, а сам забыл. Дедушка Абдурахман усмехнулся. – Э-э, дорогой мой внучек, видать, ты плохо учишься в школе. Оглянись назад! Посмотри на своё ореховое дерево. Вот тебе и мой урок! Мурад молча опустил голову.
 Хадижат Шамхалова, 8 кл., Кищинская СОШ им. Г. Сулейманова, Дахадаевский р-н 
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку

Новый выпуск

№42 16.10.2019 (16 Октября 2019)

Конкурсы

Опрос

Сдаёте ли Вы лампочки и батарейки в пункты приёма ?
  • Да, конечно

    7 (18%)
  • Хотел бы , но не знаю адреса пунктов приёма.

    29 (76%)
  • Нет, а зачем?

    2 (6%)