Символ крепкой и долгой семьи. Запах горячего хрустящего каравая, пекущегося с любовью. Нежность вышивки – нежность рук молодой девушки, вышивающей полотно…

Символ крепкой и долгой семьи. Запах горячего хрустящего каравая, пекущегося с любовью. Нежность вышивки – нежность рук молодой девушки, вышивающей полотно…

Стучат колёса. И как будто не ты едешь, а земля едет мимо тебя. Я отправляюсь в город Архангельск – родину моей мамы. Деревня. Цветущая черёмуха и рябина перед деревянным домиком, калитка из досок и крылечко. Верёвочка вместо ручки двери (как в сказке – дёрни за верёвочку…). Всё тут по-старому, ничего не меняется. Бабушки нет, а воспоминания – вечные.
В сенях запах табака – дедушкин. На кухне запах большой, тёплой русской печи с цветными занавесками и дух сладких ватрушек, пирогов с черникой и брусникой, парного молока. У бабушки было много необычного для меня. А мама легко управлялась с русской печкой – выкладывала дрова костерком на специальной лопатке, кипятила самовар на древесном угле, топила жаркую баньку. В доме, кроме комнат, много разных помещений – сенцы, верхнее и нижнее передворье, чулан, поветь для сена…
Моё внимание привлекла лестница на чердак. Мы с подружкой заглянули, а там в конце чердака – комнатка с маленькими окошками. Мама рассказывала, что эту комнатку построили специально для того, чтобы она могла уединиться и сделать уроки. Мы зашли и увидели большой предмет, похожий на шкатулку, но больше в несколько раз. Это был деревянный, с резными узорами, обитый железом сундук. Там лежали старинные овчинные тулупы, бабушкина старинная плюшевка, её же платья и очень интересные фасонистые туфли на каблуках. А на дне ещё стоял сундучок железный. Заглянули мы и туда. Там лежали старинные занавески с ручными вышивками для кроватей, старинная скатерть, необычные полотенца. Закрыв сундук, мы побежали к тёте Шуре (она старшая в семье), которая больше всех знала об этом доме.
Мы с ней вернулись к сундукам, и тётя Шура начала долгий разговор про бабушек и дедушек, про моих двух прабабушек, их обеих звали Мариями (меня назвали в их честь), про эти вещи – кому они принадлежали, когда их носили. Из маленького сундучка тётя Шура достала рукодельное полотенце – рушник. Ярко-красная вышивка крестиком и гладью с обеих сторон, по краям – ручные старинные кружева. Принадлежало оно бабушкиной маме Марии. Вышивала она его долгими зимними вечерами со свечой, иногда на посиделках с подружками. Готовили приданое: рушники, кружевные простыни, покрывала на подушки, занавески, скатерти. Долгий и кропотливый труд.
«А теперь посмотрите сюда». В узоре прочиталась затейливая буква «М». Так бабушка пометила, что это её работа. Тетя Шура взяла рушник, положила мне на ладони и сказала: «Он принадлежит тебе по праву, береги его». Я была очень горда, почувствовала сопричастность к своим прабабушкам, к этому дому.
Я забрала рушник с собой в Дагестан. И спустя много лет беру его в руки, вдыхаю запах и вспоминаю тот маленький мирок моего счастливого детства. Жду, когда мы снова вернёмся в этот старенький деревянный дом, в деревню, где трава по пояс, где лес смотрится в озеро, как в зеркало, где солнышко не заходит за горизонт всю ночь, где лодочки качаются на волнах, где на утёсе стоят два вечнозелёных дерева, ель и сосна, чуть накренившись против сильных северных ветров, где не одно поколение любило посидеть под ними и посмотреть на багряный закат…

 

 

Конкурс «Юный журналист»

Мария Ибрагимова,
11 кл., СОШ № 49, п. Шамхал

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку