«Пуговица? Ты что, в самом деле решил так назвать свой рассказ? Ну ты даё-ё-шь!» − удивился мой друг Ахмед. В самом деле, что может быть особенного в какой-то там пуговице? И тогда я решила рассказать ему про владельца пуговицы, нашего соседа Шихабудина Курбановича Рагимханова, который живёт в посёлке Новый Кяхулай.

«Пуговица? Ты что, в самом деле решил так назвать свой рассказ? Ну ты даё-ё-шь!» − удивился мой друг Ахмед. В самом деле, что может быть особенного в какой-то там пуговице? И тогда я решила рассказать ему про владельца пуговицы, нашего соседа Шихабудина Курбановича Рагимханова, который живёт в посёлке Новый Кяхулай.

Дело в том, что Шихабудин Курбанович − ликвидатор аварии в Чернобыле. Он-то и показал мне свой дозиметрический прибор в форме пуговицы, который фиксировал, какую дозу радиации получил человек, на ней записывали фамилию и имя чернобыльца.
А было это так. Шихабудин Курбанович учился в Хивской средней школе. Хорошо учился, мечтал стать строителем. В 1969 году мечта его сбылась, он поступил в Днепропетровский инженерно-строительный институт. В 1974 году Шихабудин Курбанович получил диплом инженера-строителя и поехал по направлению в Мелитополь, стал начальником участка. Первый его дом − двухэтажная столовая для рабочих. Надёжный, крепкий дом всем понравился. Шихабудина Курбановича ценили и уважали рабочие, начальство предвещало хорошую карьеру, но тревожное письмо из дома изменило его планы. Тяжело заболела мама, и в 1977 году Шихабудин Курбанович переехал в Махачкалу. В столице Дагестана его тоже ждала любимая работа, он стал инженером на заводе ЖБКА.
Будни строителя суровые, напряжённые. Вечно остывающий бетон, который не терпит малейшего промедления в темпах работы. Тогда ведь не было бетононасосов, как теперь.
В 1979 году Шихабудин Курбанович служил в армии в Козельске, получил звание старшего лейтенанта. А 26 апреля 1986 года услышал по телевидению о трагедии в Чернобыле. Сразу призвали на помощь армию строителей, ведь необходимо было сооружать саркофаг. Шихабудин Курбанович долго не раздумывал: «Кто, если не я? − спросил он жену. − И в строительстве разбираюсь, и звание воинское имею». Страха не было. 23 мая 1987 года вместе с отрядом добровольцев Шихабудин Курбанович приехал в Чернобыль.
На следующий день все получили хлопчатобумажные костюмы, маски, дозиметры в форме пуговиц. Работали по пять минут, потом полностью меняли одежду, а пуговицу-дозиметр оставляли − на ней номер и фамилия владельца. Эта пуговица теперь ему напоминает о тех суровых днях. Работали как на войне, железная дисциплина, все военные, все патриоты, никто не отлынивал от дела. За 2 минуты кидали 1−2 лопаты бетона. Масса людей бетонировала улицы, очищала огороды. Построили здание для специалистов лаборатории Курчатова. Когда радиация увеличивалась, дозиметры на костюмах «стучали» сильнее. У людей появлялись язвы на ногах, на лице, развивались лучевые болезни, астма, лёгочные инфекции. Многие товарищи по отряду умирали, но на смену тут же приезжали другие. Шихабудин Курбанович помнит, как солдаты поспешили поднять флаг на одну из высот с надписью «Мы победили радиацию», но при спуске ребята умерли. Ликвидаторы увозили деревянные дома, деревья, кусты на свалку и уничтожали их. Это называлось «процесс дезактивации». Саркофаг был установлен вовремя. Японцы потом удивлялись, как прочно и надёжно был сделан саркофаг за такой короткий срок. Думал ли тогда Шихабудин Курбанович о подвиге? Наверное, нет. Он просто считал, что выполняет свой долг. Без высоких слов, не ожидая почестей и наград.
В 1988 году Шихабудину Курбановичу дали звание капитана, а теперь он майор запаса, награждённый медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Вот такой у меня сосед, победивший страшную катастрофу в Чернобыле. А пуговицу-дозиметр хранит как память о тех днях.

 

 

Номинация «Высокие звёзды»

Сабияханум Акаева,
8 «а» кл.,
СОШ № 48,
г. Махачкала

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку