Трагедия одиночки
Думаю, с самого первого читательско-
го опыта во мраке моей черепной ко-
робки таилась мысль найти совершенную
для меня книгу, которая станет моим
крестражем, моей Библией. Я понимаю,
найти совершенство практически невоз-
можно, учитывая бесконечные обнов-
ления взглядов и ценностей. Одна-
ко мои поиски завершились успехом
летом 2016 года, когда я прочитала
книгу Джека Лондона «Мартин Иден».
Неправильно заключить смысл этого
произведения в одном слове, ибо она
очень богата содержанием. Писатель
неделимо сочетал в ней с невероятной
художественной выразительностью ин-
тересные события, жизненную правду,
противоречивую философию.
Мартин Иден – дитя пролетариа-
та, эстет, вышедший из рабочих масс;
сильная, волевая, неудержимая лич-
ность, для которой не существует пре-
град. Джек Лондон создал героя по
своему подобию. Обескровливающий
труд в прачечной и в море, литератур-
ная работа по 17 часов в день, любовь
к девушке, «выросшей под колпаком в
буржуазной теплице» – всё это имеет
автобиографическую основу.
На протяжении повествования чи-
татель наблюдает эволюцию сознания
Мартина. Она начинается со встречи
двадцатилетнего парня с Руфь Морз,
девушкой из высшего общества. Цель
Мартина – подняться по ступеням зна-
ний к «светлому» миру Руфь и стать до-
стойным её. Любовь становится пищей
для поддержания душевных сил, моти-
вацией к постижению искусств и наук.
С каждой прочитанной книгой про-
пасть, зияющая между главным героем
и людьми рабочего класса, нарастала.
Все действия Мартина служили одной-
единственной мечте, в которой теперь
заключился смысл его существования.
В один судьбоносный день Мартин
Иден решает стать писателем. Он начи-
нает писать повествования, наполнен-
ные правдой, силой, жизнью, однако
получает отказы от всех редакций.
Вскоре, побывав в компании «сли-
вок общества» в доме у Морзов, Мар-
тин понимает, как ошибался насчёт
этих людей. Буржуазное общество – ни-
чтожная ложа ограниченных мелочных
торгашей, мыслящих в рамках своей убо-
гой морали. Ученик Герберта Спенсера и
Ницше разочаровывается в людях. Герой
страдает от непонимания. Никто не спо-
собен его понять: ни Руфь, ни сестра, ни
матросы, ни старые фабричные дру-
зья. Этот бунтарь чужд и пролетариату,
и светскому обществу. Лишь чрезмер-
ная вера в любовь спасает героя. Но
она его и добивает. В один миг Мартин
Иден лишается веры. Такая большая
потеря обессмысливает жизнь героя,
ведь когда-то вера в любовь могла
обратить алмазы в пыль. Долгий путь
саморазвития и упорной литературной
работы, сопровождающейся голодом и
нищетой, приводит Мартина к успеху и
душевному коллапсу.
Джек Лондон расходится со сво-
им героем лишь в философии. Автор,
будучи социалистом, создал Мартина
ярым врагом социализма. Герой-инди-
видуалист, пленённый эволюционными
учениями Спенсера, часто сталкивает-
ся с приверженцами ненавистного ему
порядка. И чувствуется, что эту проти-
воречивую философию породил вну-
тренний конфликт Лондона, который,
возможно, когда-то разгорался в нём.
Словно дискуссии в книге – это вос-
произведение споров писателя с самим
собой. И подытожил конфликт друг
Мартина, Бриссенден: «Конечно, я не
люблю толпу, но что мне остаётся, бед-
няге? Сильной личности не дождёшь-
ся, и я предпочту всё, что угодно, лишь
бы всем не заправляли нынешние трус-
ливые свиньи».
Не стану писать, чем закончился ро-
ман, чтобы не лишать вас интереса к
нему. В сюжете много разнообразных
линий, и в каждой главе есть тема для
рассуждений, которыми после забива-
ется голова. В этом шедевре, обладаю-
щем глубиной чёрной дыры, заключено
множество тем, но главную из них пре-
красно выразил сам Лондон: «Трагедия
одиночки, пытающегося внушить исти-
ну миру».

Халун Расулова, 10 «а» кл.,
лицей № 51, г. Махачкала
Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку