ФИЛОЛОГИчЕСКАя ШКОЛА ДАГЕСТАНА

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА
 Теория: Грамматическая ошибка – это ошибка в структуре языковой единицы - в структуре слова, слово- сочетания или предложения, ЛИБО это нарушение какой-либо грамматической нормы: словообразовательной, морфологической, синтаксической. Например: Ошибки в словообразовательной структуре слова: подскользнуться (НЕВЕРНО) вместо поскользнуться (ВЕРНО) - в этом случае использована не-правильная приставка (не верно использована приставка под- вместо приставки по-); благородность (НЕВЕРНО) вместо благородство (ВЕРНО) – в этом случае использован неправильный суффикс (не верно использованы суффиксы -н- и -ость- вместо суффикса -ств-).
 Теория: Что нужно знать о русском ударении? Ударение в русском языке разноместное и подвижное.
 Это значит, что в русских словах ударение может быть на любом слоге: оно не закреплено за какими-либо слогами: 1-м, 2-м, последним и т. п. или за определёнными частями слов (морфемами). При изменении слов, например, при склонении или спряжении, у многих слов место ударения может передвигаться с одного слога на другой. Нормы фиксируются словарями. Нормы ударе- ния представлены в словарях ударения и в орфоэпических словарях. Задание: 1А. Расставьте ударение в словах: Корысть, приговор, сливовый, приданое, бар- мен, газопровод, швея, дефис, звонишь, договор, торты, каталог, прибыл, черпать, средства, досуха, втридорога, жалюзи, балованный, диспансер, банты, красивее, крашение, мусоропровод. Порядок исполнения задания 1А: В тетради напишите слово и ручкой зеленого цве- та поставьте ударение. 1Б. Поставьте ударение и напишите, сколько у вас получилось слов при разных допустимых ударениях. Например: Задача: Замок. Ответ: 2 слова: зАмок и замОк (большими буквами обозначено ударение). атлас, квадрат, гусеница, хлопок, свекла, пироги, рожки, ирис. Порядок исполнения задания 1Б: В тетради напишите исходное слово и ручкой зеленого цвета варианты получившихся слов с допустимыми ударениями, ударения укажите. ЗАДАНИЕ 1. «ПРАВИЛЬНЫЕ УДАРЕНИЯ» ЗАДАНИЕ 2. «НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ» Теория: Народные пословицы отражают мудрость народа, собранную веками, и являются самостоятельным видом народного фольклора. Задание: 2. «Соберите» пословицы и запишите их с нужными знаками препинания: ЗАДАНИЕ 3. «РЕЧЕВЫЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ» Нет огня без пламени… не скоро добудешь. Где сосна взросла… чтобы не пришлось слёзы вытирать. Для дорогого гостя… нет полка без знамени. Друг и брат - великое дело: … чтобы высокого достичь. Слушай отца и мать … и ворота настежь. Начинай с малого… свой дым глаза не ест. Своя ноша не тянет… там она и красна. Порядок исполнения задания 2: Внимательно прочтите начало пословицы, подумайте, каково её продолжение. Подберите к началу пословиц из левого столбца их продолжение из правого столбца, чтобы получилась законченная мысль. Расставьте правильно знаки препинания. Например: Чего себе не хочешь того себе не желай. Чего себе не хочешь, того себе не желай.
Морфологические ошибки: едь (НЕВЕРНО) вместо езжай (ВЕРНО) – от глагола ЕХАТЬ можно образовать только две фор- мы повелительного наклонения: ПОЕЗЖАЙ и ЕЗЖАЙ. Все другие формы повелительного наклонения типа едь, ехай недопустимы. более легче (НЕВЕРНО) вместо легче (ВЕРНО) - слово «легче» уже стоит в сравнительной фор- ме, поэтому слово «более» не нужно, правильно говорить либо «легче», либо «более лёгкий». оплатить за проезд - нарушена структура словосочетания (не соблюдаются нормы управления). Употребление слова «оплатить» невозможно без указания на объект — оплатить что? Сочетание оплатить за является ошибкой. Слово оплата сочетает в себе признаки существительного и глагола. Мы чувствуем его двойственную природу — и действие, и предмет вместе. Следует говорить: оплата (чего?). В литератур- ном языке принята беспредложная форма оплатить что (оплатить проезд, оплатить труд рабочих) и предложная форма уплатить за что (уплатить за проезд и т.д.). Такова норма русско- го языка. Употребляя ошибочное «оплатить за», мы подразумеваем значение «отдать деньги/ресурсы (объект) за услугу». Так, оплатить проезд — верно, оплатить за проезд — неверно. Покатавшись на катке, болят ноги. В данном предложении деепричастный оборот - покатавшись на катке. Грамматическая основа предложения - болят ноги. Сказуемое «болят» относится к подлежащему «ноги». Деепричастие «покатавшись» тоже должно относиться к слову «ноги». Но в этом случае получается, что ноги катались сами по себе, а это неверно. На катке покатался какой-то человек. Верный вариант: Покатавшись на катке, я почувствовал, что болят ноги. Речевые ошибки: В отличие от грамматических, речевые ошиб- ки – это ошибки не в построении, не в структуре языковой единицы, а в её использовании, чаще всего в употреблении слова. В основном, это на- рушения лексических норм, например: Штольц - один из главных героев одноимённого романа Гончарова «Обломов»; Они потеряли на войне двух единственных сыновей. Следует точно понимать значение используемых в предложении слов. В приведённых предложениях слова «одноимённый» (или «единственный») ошибки не со- держат, но они неудачно употреблены, не «вписываются» в контекст, не сочетаются по смыслу со своим ближайшим окружением. Речевую ошибку можно заметить только в контексте, в этом её отличие от ошибки грамматической, для обнаружения которой контекст не нужен.
Примеры речевых ошибок:
 • употребление слова в несвойственном ему значении: В аллергической форме Горький рассказывает нам о Буревестнике. • нарушение лексической сочетаемости: дешёвые цены; он постоянно пополняет свой кругозор; • тавтология: Все были настроены на деловой настрой. Рост преступности вырос на пять про- центов. • плеоназм: коллеги по работе; пернатые птицы. • неоправданные повторы слова в рядом стоящих предложениях: Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес. Ребята пошли в лес по полевой дороге. • Неудачное употребление личных и указа- тельных местоимений, создающее двусмысленность: На голове у девушки шляпка. Она вы- глядит кокетливо. • смешение лексики разных исторических эпох: Герасим вернулся в деревню и стал работать в колхозе. Задание 3А. Найдите ошибки, определите их тип и исправьте их: • Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры. • Цены на фрукты постоянно растут вверх. • На ней была одета шляпа немыслимой рас- цветки. • Четверых девочек из класса попросили по- мочь в подготовке угощения для ветеранов. • Благодаря сильным морозам погибли кусты роз. Порядок исполнения задания 3А: В тетради напишите номер предложения и напишите его верно. После предложения, написанного верно, на следующей строчке разберите допущенную ошибку, указав её тип и причину, по которой такое использование слова (словосочетания) или словообразование является неверным.

ЗАДАНИЕ 4. «ОРФОГРАФИЯ И ПУНКТУАЦИЯ» 
4. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. В соответствии с годовыми изменениями полярный медведь совершает ежегодные коч..вки: летом отступает к (П,п)олюсу а зимой перем..щается на (Ю,ю)г, заходя даже на материк но всё-таки предпоч..тает держат..ся на льдах или на побережье. А вот б..рлóгу белого медведя, предназначенную для зимней спяч..ки, можно обнаружить как на полярных островах, так и в глубине материка — в (полу)сотне кил..ометров от берега. Правда, в долгую зимн..ю спяч..ку, продолжительность которой сост..вляет пят..десят-восем..десят дней залегают только те самки, которые ждут детёнышей. Порядок исполнения задания 4: В тетради напишите текст, вставив пропущенные буквы и запятые.

ЗАДАНИЕ 5. «ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ»
 5. Напишите эссе по одной из предложенных тем: Тема 1: «Мой Дагестан». Тема 2: «Моя семья». Тема 3: «Кем я хочу стать». Теория: эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному вопросу. Некоторые признаки эссе: • наличие конкретной темы или вопроса. • как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо, такое произведение может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный характер. • в содержании эссе оценивается в первую очередь личность автора - его мировоззрение, мысли и чувства. Порядок исполнения задания 5: В тетради напишите эссе на выбранную тему, указав её. Эссе должно содержать не менее 70 слов.

ЗАДАНИЕ 6. «ВАЖНЫЕ КНИГИ»
Прочитайте следующие произведения: В. Катаев «Сын полка», В. Каверин «Два капитана», К. Булычёв «Путешествие Алисы». Напишите эссе о прочитанных произведениях, раскрыв свое отношение к ним и указав, чему может научить каждое из прочитанных произведений. Порядок исполнения задания 6: В тетради напишите эссе на тему «Важные книги». Эссе должно содержать не менее 70 слов.

АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ЗАДАНИЕ 1. Прочитайте текст. Определите – какие из утверждений соответствуют тексту, какие за- явлены неверно и информация в каких утверждениях вообще не упоминается в тексте. Если информация в утверждении соответствует тексту – вы её определяете как TRUE (правильное); если информация в утверждении не соответствует тексту – вы её определяете как FALSE (неправильное); если информация в утверждении не упоминается в тексте – вы её определяете как NOT STATED (не за- явлена). Read the text. Are these statements TRUE (правильное), FALSE (неправильное) or NOT STATED (нет информации)? 1. Edinburgh is the smallest Scottish city. 2. Scotland is part of the United Kingdom. 3. Its streets are usually clean. 4. The most popular part of the city is Red Square. 5. The nicest place in Edinburgh is Edinburgh Castle. 6. The largest arts festival is always in August, 15. Edinburgh is the biggest Scottish city and also its capital, but Scotland is a part of the United Kingdom now. Much of Edinburgh is very old, but it is also a beautiful and modern city. Its streets aren’t always clean, but the air is nice and fresh and there are lots of flowers and trees with blossoms in the city. The most famous part of the city is the Royal Mile in the Old Town. People from all over the world visit it. There are little shops, cafes, restaurants and a lot of museums there. At night tourists can go on excursions underground and see the small houses of the poorest people from a different time. These excursions are very scary. The most beautiful place in Edinburgh is Edinburgh Castle. It stands on a large rock. Castle visitors learn a lot about the history of Edinburgh and get great views of the Old Town and the rest of the city. Edinburgh is famous for its annual festival. It’s the largest arts festival in the world. Theatre companies and actors from different countries come to dance, sing and perform in Edinburgh’s theatres and streets. The festival is always in August.

Задание 2. Найдите обобщающее слово для каждой строки Например, 1. Weather: rainy, sunny, warm, snowy, cloudy. weather, season, months, sports, family 1.____: rainy, sunny, warm, snowy, cloudy. 2.____: mum, grandma, dad, grandpa, brother. 3.____: volleyball, table tennis, hockey, football. 4.____: winter, spring, summer, autumn. 5.____:December, June, August, September. Задание 3. Переведите предложения с русского языка на английский язык. При выполнении перевода вы должны помнить о порядке слов в английском предложении: 1 - подлежащее; 2 – сказуемое; 3 – дополнение, если имеется; 4 - обстоятельство места, если имеется; 5 – обстоятельство времени, если имеется (может занимать также первое место в предложении). Обратите внимание на грамматическое время: действие происходит в данный момент – передаётся во времени Present Continuous (формула сказуемого – to be+Ving); cистематически повторяющееся действие передаётся грамматическим временем Present Indefinite (формула сказуемого V\Vs, do\does вспомогательные глаголы в вопросительных и отрицательных предложениях). 1. Иван играет в футбол, а Мария играет на пианино. 2. Весна. Солнце светит ярко. 3. Махачкала – столица Дагестана. 4. Я люблю мою семью. 5. Ты любишь мороженое? Задание 4. Переведите предложения с английского языка на русский язык 1. Where are you from? 2. I love Russia! 3. They often visit their granny. 4. Last autumn our children worked in the school. 5. My uncle won’t help me tomorrow. Задание 5. На уроках английского языка вы знакомились с гео- графией, культурой, достопримечательностями англо- говорящих стран. Проверьте – насколько хорошо вы знаете страну изучаемого языка. Cultural Awareness: Выберите правильный ответ. 1. The capital of Great Britain is … A) New York. B) Washington. C)London. 2. Who climbs the chimney and puts presents into the stockings on the eve of Christmas in Britain? A) Father Frost. B) Santa Claus. 3. Madame Tussaud's is... A) a wax museum in London. B) a famous American cartoon family. C) a British actor and producer. Задание 6. Умеете ли вы писать по-английски? Заполните анкету о себе. Давайте ответы на вопро- сы анкеты полными предложениями. Например, Name – My name is Magomed. Writing 1.
 Name __________________ 
2. Surname ________________ 
3. Home address ____________ 
4. Date of birth _____________ 
5. Family ___________________
 6. Favorite subjects___________
 7. What are your hobbies?___________ 
8. Favorite sports_________ 
9. Do you have any pets?__________ 
10. Date______________


НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК ЗАДАНИЕ 
1. Чтение. Прочитайте текст Das Kinderrestaurant Im Kinder restaurant arbeiten Kinder von 8 bis 12 Jahren in der Küche und kochen das Essen. Das Kinder restaurant war die Idee von Frau Wolf und Frau Schneider. Die beiden Frauen kochen gern und helfen den Kindern. Die Kinder schreiben die Speisekarte, sie kaufen ein und sie bedienen die Besucher. Und wer sind die Besucher? Das sind die Eltern, Großeltern und die Tanten, Geschwister und Freunde. Jeden Tag können sechs Kinder im Kinderrestaurant arbeiten. Drei Kinder arbeiten in der Küche und kochen und drei Kinder machen die Tische fertig und bedienen die Besucher. Am Abend räumen alle zusammen auf und machen sauber. Heute ist Samstag. Es gibt Hühnersuppe, Kartoffelsuppe, Spagetti, Tomatensalat, Apfelkuchen und Schokoladeneis. Trinken kann man Saft, Limonade, Kakao, Milch oder Tee. Die Besucher essen alle Speisen gern. Im Restaurant gibt es 25 Plätze und alle finden: «Das Kinder restaurant ist toll. Die Idee ist prima!» Установите правильные соответствия. К каждому из выражений из первого столбика возможны два и более вариантов ответа. Например: 1 - с, d 1. Das Kinderrestaurant 2. Frau Wolf und Frau Schneider 3. Die Kinder 4. Die Besucher а) essen alle Speisen gern. b) ist eine gute Idee. c) kochen gern. d) schreiben die Speisekarte e) räumen auf. f) hat 25 Plätze. g) kaufen ein. h) helfen den Kindern. i) sind die Familien und Freunde j) sind 8 bis 12 Jahre alt.

ЗАДАНИЕ 2. Грамматика. Задание 2А. Перепишите предложения в тетрадь и вставьте притяжательные местоимения вместо пропусков. Теория: В немецком языке каждому личному местоимению соответствует определённая форма притяжательного местоимения. Притяжательные место- имения указывают на принадлежность лица или предмета. Они стоят перед существительным и согласуются с ним в падеже, роде и числе. При выборе притяжательного местоимения 3-го лица единственного числа необходимо учитывать род лица, которому принадлежит предмет. 1. Wir machen eine Reise. Wir brauchen____ 2. Nehmt ihr _____________Rucksack mit? 3. Ich will Fotos machen. Das ist ______Kamera. 4. Nein, wir haben _____________Tasche. 5. Willst du klettern? Dann brauchst du _________ Stiefel. Задание 2Б. Перепишите предложения в тетрадь и вставьте неправильные глаголы в нужной форме вместо пропусков. Теория: При спряжении во втором и третьем лицах единственного числа неправильные глаголы меняют свою корневую гласную. Например: e-i: helfen - hilft e- ei: empfehlen - empfiehlt a –ă: tragen-trăgt au-ău: saufen-săuft Verena ist sehr sportlich. Sie _____________ (nehmen) Ballettunterricht, sie ___________(laufen) Ski und sie __________ (fahren) Fahrrad. Sie _____________(sprechen) Deutsch und Englisch. Verene __________(essen) am liebsten Obst und Gemüse. Abends _________ (sehen) sie gerne Filme im Fernsehen oder _________________(lesen) im Bett einen Krimi. Deshalb ___________(schlafen) sie oft spät ein. ЗАДАНИЕ 3. Лексика. Перепишите текст в тетрадь, вставив по смыслу следующие слова: alt-am-eine-er-Freunde-heißt-im-in-keine-Klassesie-spricht Urs lebt ________ der Schweiz. Er _______________ Deutsch und Italienisch. Er ist 12 Jahre___________ und geht in die sechste_______________. Seine Schwester _______________ Claudia. Urs fährt ______________ Winter Ski wie alle seine ________________. Zum Skilaufen fahren __________ in die Berge. Im August hat Urs _______ Schule. Dann macht ____________ Ferien und ist ________ Genfer See. Seine Eltern haben dort ________________ Sommerwohnung. Переведите на русский язык: 1. Viele junge Leutehabenein Hobby. 2. Ich interessiere mich für Sport. 3. Oft verbringeich meine Freizeit mit meinen Freunden. 4. In der Deutschstunde lesen wir und hören oft Texte. 5. Jeder Mensch will gesund sein. Переведите на немецкий язык: 1. Моя семья живёт в Берлине. 2. Мы часто проводим свободное время вместе. 3. Дружба играет большую роль в нашей жизни. 4. У меня дома большая библиотека. 5. Я могу хорошо играть на гитаре.

Версия для печати

Комментарии

Комментариев нет
Добавить комментарий
Ваше имя*:
Комментарий*:
Введите буквы с картинки*: CAPTCHA
 

Возврат к списку